Совокупный объем арендопригодной площади комплексов, введенных в Петербурге в эксплуатацию по итогам 2013 г., должен составить 246 тыс. кв. м. Это максимальный показатель за последние шесть лет
Согласно данным исследования, проведенного строительной компанией STEP, с начала текущего года в Петербурге застройщиками получено разрешение на строительство 26 торговых объектов, в 2012 г. — еще 23. Таким образом, в активной стадии строительства сегодня находятся не менее 50 торговых объектов со сроками ввода в 2014−2015 гг. Среди наиболее значимых "новостроек": торгово-развлекательные комплексы "Галактика" в Московском (застройщик — ЗАО "Торговый Двор"), "Европолис" (ООО "Европолис Балтик рус") в Выборгском, "Пять озер" (ОАО "Макромир") в Приморском, "Охта Молл" (ООО "Темпо Инвест") в Красногвардейском районах, а также аутлет "Пулково" (ООО "Пулково Аутлет") в Шушарах и торгово-офисный центр "Даль" (ООО "Донк") в Невском районе Петербурга.
"Среди главных тенденций на рынке строительства торговой недвижимости Петербурга можно отметить укрупнение проектов, — утверждает управляющий партнер, директор направления коммерческого строительства компании STEP Михаил Лиханов. — Хотя данный тренд начал проявляться немногим раньше, еще с ввода торговых комплексов "Мега" в 2006−2007 гг., в последние пять лет к ним прибавилось значительное число объектов, общая площадь которых превышает 50 и даже 100 тыс. кв. м". Например, если в 2012 г. в эксплуатацию были введены 29 торговых центров общей площадью порядка 340 тыс. кв. м, то за девять месяцев 2013 г. построено на 8 объектов меньше, однако площадь введенной в эксплуатацию недвижимости составила почти 360 тыс. кв. м, добавляет Лиханов.
Помимо вышеперечисленных "стотысячников" в Петербурге открылись такие крупные комплексы, как "Питерленд" (159,6 тыс. кв. м) в Приморском, "Жемчужная Плаза" (92,7 тыс. кв. м) в Красносельском, "РИО" (62,9 тыс. кв. м) во Фрунзенском, "Континент на Звездной" (68,4 тыс. кв. м) в Московском районах, "Ока" (56,3 тыс. кв. м) в Колпино и др.
Объем ввода торговых площадей в целом по России в третьем квартале 2013 г. демонстрирует отрицательную динамику: 167 тыс. кв. м против 227 тыс. кв. м за аналогичный период прошлого года (снижение на 30%), утверждают данные исследования Jones Lang LaSalle. В Петербурге, напротив, объем введенных торговых площадей в 2013 г. достигнет максимума за последние шесть лет. Суммарная арендопригодная площадь введенных по итогам года объектов составит 246 тыс. кв. м (при условии ввода заявленных проектов). В 2014 г. к вводу ожидается 238 тыс. кв. м торговых площадей. Таким образом, несмотря на высокие показатели обеспеченности торговыми площадями в Петербурге (в сравнении с другими городами России), интерес девелоперов к инвестициям в торговую недвижимость города сохраняется на высоком уровне. При выборе локации для будущего строительства девелоперы ориентируются на районы развивающейся жилой застройки, к которым, прежде всего, относятся Приморский и Красносельский районы.
Рынок перешел к стадии активной конкуренции торговых центров за покупателя. Пул арендаторов девелопер формирует, ориентируясь на максимальное удовлетворение целевой аудитории, на которую направлен проект. Наиболее качественные торговые комплексы характеризуются удачной концепцией, подразумевающей уникальную составляющую, которая может быть представлена либо конкретным арендатором (наиболее популярными являются детские развлекательные центры, кинотеатры), либо общим имиджем проекта. Так, продолжает формироваться имидж ТРК "Галерея" как локации флагманских магазинов. Среди представленных флагманов — Michael Kors, Reiss, Lee Cooper.
Самыми активными арендаторами являются операторы рынка фэшн: по данным Jones Lang LaSalle, на них приходится чуть меньше трети всех торговых площадей (29%). Чуть меньшую долю занимают различные развлекательные проекты, а также гипермаркеты и супермаркеты. Наиболее качественные торговые центры полностью заполнены, но на общий уровень вакантных площадей (6,5%) влияют незанятые площади в недавно открытых или неудачных торговых центрах. Арендные ставки в качественных торговых центрах в третьем квартале 2013 г. сохранились на уровне $2 000 за кв. м в год.
"Основная девелоперская активность за рассматриваемый период наблюдалась в сегменте торгово-развлекательных комплексов", — считает Михаил Леханов из STEP. С 2008 по 2012 гг. в составе таких объектов построено 1,3 млн кв. м (62,8% общего ввода).
Другой значимый тренд — активное развитие специализированных объектов торговли. Например, строительных и мебельных гипермаркетов. "Хотя доля таких объектов пока не превышает 5% от общего объема торговых площадей Петербурга, этот сегмент в последние годы показывает наилучшую динамику, наравне с сетевыми продовольственными гипер- и супермаркетами", — отмечает Михаил Лиханов.
Объемы ввода торговых площадей в Петербурге, кв. м
Год
|
Количество объектов, шт. |
Общая площадь, кв. м |
2008
|
49
|
509 478 |
2009
|
41
|
389 510 |
2010
|
17
|
557 349 |
2011
|
26
|
281 436 |
2012
|
29
|
340 125 |
2013*
|
21
|
359 029 |
Всего
|
183
|
2 436 927 |
* по итогам 9 месяцев 2013 г.
Источник: компания STEP.