Retailer.RU изучил динамику оборота розничной торговли во всех 85 российских регионах и пришел к неожиданным выводам. Наибольшее падение наблюдается в регионах с максимальной долей сетей в рознице. Есть исключения, но общий тренд именно такой: чем больше в регионе сетей, тем сильнее в нем падают обороты торговли.

Средняя по РФ динамика розничной торговли за девять месяцев 2015 г. — минус 8,5%. На этом фоне выделяются уникальные регионы, которые демонстрируют рост. Лидерами рейтинга стали Ингушетия с ростом оборота ретейла +10,5%, Камчатка +6,7%, Чечня +4,4%, Чукотка +3,9%, Дагестан +3,5%.

Регионами-аутсайдерами, которые продемонстрировали максимальное падение оборота розницы, стали Самара (-19,1%), Карачаево-Черкессия (-17,8%), Новосибирск (-16,8%), Мурманск (-15,8%), Челябинск (-14,5%).

Есть чем похвастаться

Говорить о причинах взрывного роста торговли в тех или иных регионах на фоне общего спада надо с осторожностью. Речь идет о целом комплексе причин, и главная, похоже, — эффект низкой базы. В десятке лидеров роста — три региона из десятки самых бедных субъектов федерации по уровню ВРП (Тыва, Ингушетия, Чукотка). В десятке аутсайдеров, наоборот, — четыре региона из топ-20 по уровню ВРП. Можно было бы понять, почему в богатых регионах жители перестали покупать дорогие вещи и вообще ужались в тратах — кризис. Но почему в Тыве, Ингушетии и на Камчатке внезапно все бросились в магазины, объяснить сложнее.

Есть и исключения: Карачаево-Черкессия из списка беднейших регионов показала один из худших результатов по падению оборотов торговли. А богатый Краснодарский край наоборот показал хоть и небольшой, но рост.

Редакция ИД Retailer попросила чиновников в регионах-лидерах и регионах-аутсайдерах объяснить получившиеся результаты. За две недели ответили немногие, еще меньше было тех, кто сумел дать внятный ответ с анализом ситуации.

В Министерстве экономического развития Республики Ингушетия столь стремительный рост розницы объясняют ростом продаж крупных и средних предприятий, ростом малых компаний, а также увеличением числа ярмарок и других объектов розничной торговли. То есть, из официального ответа следует, что растут вообще все, но причина этого так и не названа.

Больше конструктива в другом благополучном для розницы регионе — республике Тыва. По оценкам чиновников, на рост повлиял переток торговли из магазинного формата на розничные рынки и ярмарки.

"Если изучить торговлю в торговых центрах и в целом магазинную торговлю (вещевую), в более благополучных регионах можно заметить определенную волну сворачивания торговли известными брендами. В республике подобный сектор представлен слабо, а преобладает, наоборот, торговля бюджетным классом товаров. Население раньше выезжало за брендовой продукцией за пределы республики в Абакан, Красноярск и Новосибирск. Сегодня в связи с кризисом определенная доля населения переориентировалась на небрендовую одежду, вещи чаще покупаются в пределах республики", — высказали свою теорию в пресс-службе республики.

В Краснодаре, родине крупнейшей в стране сети "Магнит", прирост оборота розничной торговли объясняют как раз расширением сетей за счет ввода новых объектов. Другие причины — внедрение новых форм торговли (в качестве примера приводят заказ товаров по телефону и их доставку), а также рост торговли в кредит и в рассрочку. "Поскольку Кубань — сельскохозяйственный регион, программа импортозамещения стимулировала увеличение продаж в секторе сельского хозяйства и в целом активное развитие предприятий, в том числе перерабатывающей промышленности. Примером значительного роста может выступать то же предприятие "Калория", которое увеличило производство и объемы реализации своего сыра в десятки раз", — говорят чиновники. Также они отмечают значение роста потока туристов, которые предпочли в этом году курорты Краснодарского края. В итоге регион посетило почти 12 млн человек.

Верится с трудом

Как считают опрошенные Retailer.RU эксперты отрасли, соотношение сетевой торговли не может влиять на динамику ретейла в регионе. Например, Олег Болычев, основатель сети "Вестер" (Калининград), объясняет некорректность такого вывода разным подходом к работе сетевой и обычной розницы, а колоссальные результаты некоторых регионов — их особенностью. На примере нашумевших исключительных результатов ЕГЭ указанные цифры роста в некоторых южных регионах вызывают у эксперта некоторое недоверие.

"Любая сетевая торговля открыта и публична, налоги платятся, бизнес в белую, значит и цифры очень корректны, а значит и их статистика корректна", — рассуждает Олег Болычев, противопоставляя данные о падении в сетях с менее прозрачными показателями роста в несетевой рознице. Однако тут можно поспорить, ведь тем, кто до сих пор работал "по-черному", нет никакого смысла вдруг начать отчитываться о взрывном росте выручки.

Эксперт предлагает посмотреть на причины роста и падения торговли с другой стороны. "Надо так посмотреть: какое общее падение уровня доходов и экономики в этих регионах? Уверен, мы увидим, что стройки, объемы производств, инвестиции, доходы населения больше уменьшились в регионах с наибольшим падением ретейла. Есть деньги — люди их тратят, нет денег — тогда и тратить нечего", — считает Олег Болычев. В этом есть смысл, ведь в той же Ингушетии вместе с рекордным ростом объемов торговли власти прогнозируют и серьезный рост ВРП — сразу на 11,5% к уровню 2014 г. Однако стоит заметить, что это пока лишь планы, к тому же даже заявления чиновников свидетельствуют как минимум о замедлении темпов роста экономики региона.

Торговля не той национальности

Член совета директоров торговой сети "Максидом" Мария Евневич объясняет парадоксальные результаты исследования несколькими факторами. Во-первых, часто в регионах, где нет сетей, население более бедное, так как сетевой ретейл изначально заинтересован в населенных пунктах с более высокой покупательной способностью. То есть, в регионах, где есть сети, люди имеют более высокие доходы и покупают не только необходимое (еда и лекарства), но и промтовары, одежду, товары для ремонта и интерьера. Именно эти предметы не первой необходимости демонстрируют более резкое падение при сокращении реальных доходов населения.

Во-вторых, как правило, регионы, где есть сети, имеют более высокий уровень обеспеченности торговыми площадями. Сокращается "избыточный" объем.

Также возможна такая причина: регионы, где нет федеральных сетей, находятся в удалении от европейской части России. "К ним западные сети шли медленнее, поэтому сложился свой торговый бизнес — российский. А западные компании в этом году сокращали программы развития быстрее, чем российские (а некоторые западные, например, продавцы одежды вообще закрывались). Чем больше иностранных сетей — тем больше удар по обороту розничной торговли", — комментирует Мария Евневич.

Дотации помогли

О том, что причина в уровне покупательной способности, и более "богатые" регионы больше пострадали, говорит и заместитель генерального директора по финансам ТГ "Ижтрейдинг" Дмитрий Мельников.

"Федеральные сети присутствуют в регионах с высоким уровнем покупательной способности и значительным объемом рынка. Кризисные явления, развивающиеся в настоящее время, прежде всего, происходят как раз в этих регионах — падение уровня промпроизводства, деловой активности и т. п., что, соответственно, сразу сказывается на показателях торговли. В дотационных и полудепрессивных регионах влияние кризиса незначительно, соответственно, они и показывают рост, базирующийся в первую очередь на инфляционных процессах", — считает топ-менеджер.

Справедливо отмечает заслуги сетевого ретейла в экономике регионов член Совета Федерации РФ и бывший руководитель торговой сети "Виктория" Николай Власенко. По его словам, сетевой ретейл за счет ставки на более низкие цены сдерживает инфляцию в регионах: "Рыночная сила у федеральных игроков больше, чем у любого регионального игрока, т. е. чем крупнее сеть, тем валовая маржа больше. В федеральных сетях инфляция на 2% ниже, чем в несетевой торговле".

Тогда мы идем к вам

Судя по последним новостям из регионов-лидеров, радоваться своим успехам им осталось недолго. Регионы, в которых пока мало сетевых компаний, потихоньку заполняются федеральными ретейлерами, которые обратили пристальное внимание на кавказские республики. Например, в Чечню уже успели зайти "Уютерра", "Спортмастер", Adidas, "Евросеть", "Эльдорадо". Последняя открыла в ноябре свой магазин и в Ингушетии, став первым федеральным БТиЭ-ретейлером в регионе.

Но пока доля федеральных сетей в обороте торговли этих республик все равно остается ничтожно малой.

"Я не знаю, почему у нас так мало федеральных игроков. По-моему, многие люди телевизор давно не смотрели, не знают, что у нас самый мирный город! Единственная республика, где можно машину не запирать, а барсетку из машины никто не заберет", — приводит цитату владельца супермаркета "Мигросс" (один из крупнейших в Грозном) Адлана Латаева журнал "Секрет фирмы".

Будто заразившись его оптимизмом, руководство "Ленты" планирует открыть гипермаркет в Чечне в 2016 г. Cвой интерес к развитию в Грозном обозначали обувные сети Carlo Pazolini, Paolo Conte и др. H&M и Inditex планируют выход на рынок Чеченской Республики в 2016–2017 гг.

Правда, в Бурятию, Дагестан и на Камчатку крупный сетевой ретейл пока не торопится. Глава DNS Дмитрий Алексеев считает, что дальневосточные регионы очень нуждаются в федеральном ретейле. Но их приходу мешают логистические и организационные проблемы, а также низкая численность населения.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments