У уфимского потребителя в 2016 году восстановился интерес к посещению крупных торговых центров. По данным компании Watcom Group, плотность потока посетителей в ТЦ города за год увеличилась в среднем на 2%. В декабре посещаемость торговых центров в Уфе оказалась даже лучше, чем в столице. Управляющие центрами подтверждают тенденцию и связывают ее, в том числе с тем, что смогли сформировать интересные предложения для покупателей. В то же время эксперты отмечают, что рост трафика не обязательно подразумевает рост продаж. По их наблюдению, средний чек в уфимских ТЦ за год снизился примерно на 25%.
По информации компании Watcom Group, показатель Shopping Index (количества посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади) в крупных торговых центрах Уфы (компания мониторит 15 современных торговых объектов в городе) в прошлом году вырос на 2%. В декабре 2016 года он вырос на 12% к декабрю 2015 года. Для сравнения: в Москве Shopping Index снизился за этот же период на 4%, в Челябинске — на 8,6%. Правда, в январе после стартовавших раньше, чем обычно, декабрьских распродаж, интерес посетителей к торговым центрам ослаб, и индекс января 2017 к январю 2016 года снизился на 2%.
Президент Watcom Group Роман Скороходов предположил, что в отличие от других городов в Уфе не так ощутимо падали доходы населения и покупательская способность.
По данным Башстата, среднедушевой доход населения Башкирии в 2016 году вырос на 3%. В то же время номинальные денежные доходы, по данным ведомства, с октября 2015 по октябрь 2016 года сократились на 11%, оборот розничной торговли снизился на 4,5%.
Представители ритейла подтверждают позитивную тенденцию. По словам директора центра торговли и развлечений "Мир" Рустема Байбазарова, в прошлом году удалось увеличить заполняемость площадей до 98%, следствием чего стало и увеличение трафика. "Его обеспечило в том числе размещение на наших площадях многофункционального и фитнес-центра,— отметил господин Байбазаров.— Арендаторы уходили реже, так как их выручка увеличилась. В этом году мы ждем такой же стабильности и увеличения интереса покупателей. Как минимум думаем удержать позиции прошлого года".
В пресс-службе ТРК "Семья" отметили, что плотность потока посетителей в течение года была неравномерной, а в целом — на уровне 2015 года. "Вполне ощутимым был прирост посещаемости в январе",— отметила представитель торгового центра Виктория Соболева.
Информацию о динамике среднего чека ритейлеры не раскрывают. По наблюдению исполнительного директора компании "М7" Виктора Перепелицы, он снизился в среднем примерно на 25%. "Да, в прошлом году люди действительно относительно свыклись с действительностью и стали возвращаться в торговые центры, в то время как год назад выжидали и экономили. Но количество потребителей еще не означает их качества. В основном походы в ТЦ носят ознакомительный, развлекательный характер. Доходность арендаторов, на мой взгляд, за год не только не выросла, но и снизилась",— отметил господин Перепелица.
"Возвращение посетителей пока серьезно не сказывается на выручке торговых точек. В основном людей интересуют распродажи и дискаунтеры", — соглашается эксперт рынка недвижимости Ринат Садриев.
"Реальные доходы прекратили снижаться так сильно, улучшилась деловая активность, стабилизировались цены — все это благоприятные факторы для ритейла, — считает первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал.— Но надо учитывать и эффект низкой базы, так как показатели декабря 2015 года были откровенно слабыми — это был самый разгар кризиса в стране". "Рост трафика может продолжиться, но вряд ли существенно. Серьезных факторов для роста нет. Скорее, мы будем наблюдать некоторое восстановление и дальнейшую стабилизацию".