В 2015 году в Петербурге было введено почти в два раза меньше торговых помещений, чем годом ранее. Как говорят эксперты, ввод площадей был минимальным за последние десять лет. В наступившем году ситуация будет не лучше.

В целом за прошедший год общий объем ввода, по данным NAI Becar, составил 89,8 тыс. кв. м (GBA), что в два раза ниже объема ввода за 2014 год (около 180 тыс. кв. м).

Дмитрий Крутов, директор по развитию ГК "Доверие", говорит: "По итогам 2015 года количество введенных арендопригодных торговых площадей оказалось даже меньше, чем в посткризисный 2009 год. А именно этот показатель считался минимальным за последние десять лет".

Маркетолог-аналитик ЗАО "БФА-Девелопмент" Екатерина Беляева сообщает: "Наибольший объем торговых площадей в 2015 году был введен в эксплуатацию в Московском районе. Там были открыты такие крупные объекты, как вторая очередь торгово-развлекательного комплекса "Радуга", распределительный центр и гипермаркет электроники "Юлмарт", оптоклуб "Ряды". Вблизи последних двух объектов, в районе расположения аэропорта Пулково, открыта первая очередь "Outlet Village Пулково"".

По данным "БФА-Девелопмент", наибольший объем торговых площадей в объектах, открытых в 2015 году, пришелся на формат гипермаркетов. Наиболее активно открывались продуктовые гипермаркеты под брендом "К-Руока" (три штуки), также состоялось открытие двух гипермаркетов "Ряды", продуктового гипермаркета "Лента" и гипермаркета электроники "Юлмарт". "На втором месте оказались классические торговые центры: была открыта вторая очередь ТРК "Питер Радуга", торговая часть МФК "У Красного моста" и ТРК "Бонус". В конце декабря разрешение на ввод в эксплуатацию получил второй корпус (литера Б) торгового комплекса "Парнас", расположенного на территории ЖК "Северная долина". Часть объекта была открыта для посетителей с августа 2015 года, сейчас она постепенно заполняется арендаторами", — рассказала госпожа Беляева.

Она отмечает, что в 2015 году в крупных торгово-развлекательных центрах появился новый тип арендаторов edutainment-направления, то есть разнообразные коммерческие культурно-досуговые и игровые центры для развития и дополнительного образования детей. "Известные бренды этого направления в той или иной мере присутствовали в ТРЦ и раньше. Но, как правило, даже для крупных edutainment-брендов присутствие в торговых центрах было малорентабельным вследствие высоких арендных ставок. Сейчас большинство собственников ТРЦ считают данный формат перспективным с точки зрения генерации трафика и готовы расширять их присутствие в торговом центре, инвестировать в маркетинговую кампанию, а также предлагать гибкую систему скидок или длительные арендные каникулы, чтобы заполнить простаивающие площади. В настоящее время доля edutainment-арендаторов в общем объеме арендуемых площадей не превышает 8%, но в 2016 году они могут стать одним из новых генераторов трафика для торговых центров", — полагает госпожа Беляева.

Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar, говорит, что уровень вакансии в торговых центрах по итогам года остановился на отметке 7,8% по сравнению с 5,6% в четвертом квартале 2014 года. "Надо отметить, что уровень вакансии сравнялся с показателем первого квартала 2014 года, поэтому его нельзя назвать критическим (по крайней мере, пока). Арендные ставки для арендаторов торговой галереи снизились в среднем на 12%, для якорных арендаторов — на 10%. Среди ключевых тенденций можно выделить активное развитие детских и развлекательных кластеров. В первой половине 2016 года глобальных изменений в сложившейся на рынке ситуации не произойдет, впрочем, причин для улучшения ситуации мы также не видим", — рассказывает она.

Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, считает, что основные изменения на рынке в течение года касались взаимоотношений арендодателей и арендаторов. "Различные индивидуальные договоренности, имевшие место в начале года, постепенно трансформировались в рыночную практику, в результате чего почти все торговые центры номинируют ставку в рублях, а также широко применяют привязку ставки к проценту от товарооборота арендатора. Для недопущения резкого увеличения вакантных площадей в торговых центрах владельцы стремились максимально удержать существующих арендаторов, а в случае появления свободных помещений — максимально заполнить их, в том числе за счет различных развлекательных форматов".

Управляющий партнер холдинга "АйБи Групп" Юрий Борисов отмечает: "В наступившем году рынок ритейла будет лихорадить, причем это коснется и игроков с популярными брендами и развитыми сетями". По его мнению, наибольшее падение произойдет в среднем, самом массовом сегменте регулярных магазинов. Он прогнозирует, что рынок аренды станет исключительно рублевым и в основном — в проценте от оборота, а новые договоры аренды будут носить все более краткосрочный характер.

Старта строительства новых крупных торговых центров в ближайшее время не ожидается. Наиболее крупным из текущих девелоперских проектов можно назвать строительство торгово-развлекательного центра "Охта-Молл" общей площадью около 148 тыс. кв. м, который откроют летом 2016 года.

Владислав Фадеев добавляет: "В 2016 году ожидается открытие двух торговых центров суммарной арендопригодной площадью около 87 тыс. кв. м — суперрегионального ТРК "Охта-Молл" (76 тыс. кв. м) в Красногвардейском районе и второй фазы уже существующего ТРК "Порт Находка" (10,8 тыс. кв. м) в Рыбацком".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments