Российские власти под впечатлением от нынешнего роста розничной торговли стали рассматривать ее как двигатель российской экономики. Таким образом, они дали понять, что теперь все зависит от готовности граждан помочь стране покупками.

Неделю назад глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина объявила о том, что министерство понижает прогноз развития российской экономики в 2012 году с 3,7% до 3,4%. Это объясняется тем, что произойдет снижение инвестиций в основной капитал: "Высокая база прошлого года привела к снижению динамики инвестиций на текущий год до 6,6% против 7,8% по предыдущей версии прогноза. Это один из главных факторов того, что мы снизили нашу оценку роста ВВП".

А вот прогноз роста розничной торговли, напротив, повышен: "На фоне высоких цен на нефть в начале 2012 года отмечен высокий уровень внутреннего спроса. Повышена оценка динамики реальных розничных продаж с 5,5% до 6,3%". Иными словами, розничные продажи, в отличие от инвестиций, власти очень порадовали: получилось, что именно на них можно сделать ставку в стимулировании экономического роста. Как особо отметила министр, "основным фактором роста в ближайшие годы будут оставаться потребительские расходы, рост которых в прогнозном периоде будет находиться близко к 6%".

При пересмотре прогноза роста розничных продаж власти явно имели в виду, что в январе—феврале 2012 года произошло увеличение темпов этого роста. Если за весь прошлый год розничный товарооборот в России увеличился на 7,2%, то за первые два месяца нынешнего года темпы выросли до 7,3% годовых, а в феврале — вообще до 7,7%.

Пусть, как сообщает министерство, это объяснялось не какими-то внутренними причинами, а сверхвысокими мировыми ценами на нефть, но сути дела это не меняет: деньги в России, так или иначе, есть, каким-то образом нефтедоллары попадают к гражданам, и те их тратят. Стоит отметить, что одновременно с повышением прогноза роста розничных продаж Минэкономразвития повысило и прогноз роста реальной заработной платы в России в 2012 году — с 4,9% до 6,3%, то есть ровно до показателя роста продаж. Получается стройная картина: граждане получают повышенную зарплату, идут в магазин, тратят прибавку — это обеспечивает ускорение роста розничного товарооборота и поддерживает российский экономический рост в условиях спада инвестиций.

В России, как и в других странах, розничные продажи могут увеличиваться не только в связи с ростом реальных зарплат и ростом поступлений от экспорта (в российском случае — от экспорта углеводородов), но и в связи с ростом потребительского кредита. В апреле 2008 года Минэкономразвития подготовило отчет "О состоянии потребительского рынка в Российской Федерации в 2008 году", где, в частности, было сказано: "Развитие рынка непродовольственных товаров определяется как ростом производства и импорта товаров, так и ростом материального благосостояния населения. В 2007 году заметно ускорилась реализация товаров длительного пользования (телевизоров, стиральных машин, мобильных телефонов). Наращиванию потребительского спроса на них способствовала также активизация кредитования банками покупок населением и стабильно снижающийся рост потребительских цен на непродовольственные товары".

Нынешний энтузиазм министерства относительно роли розничной торговли в российском экономическом росте может объясняться тем обстоятельством, что увеличение оборота розничной торговли далеко не всегда происходит даже в условиях роста производства, экспорта и импорта. Скажем, в первые четыре месяца 2010 года, когда власти уже заявили о том, что кризис успешно преодолевается, сложилась следующая ситуация. Мировые цены на нефть были уже относительно высокими, темпы роста российского ВВП достигли 4% в годовом исчислении, промышленность показала рост 8,3% в годовом исчислении (в апреле 2010 года промпроизводство вообще было на 15,3% больше, чем в апреле 2009-го), экспорт за январь—апрель того года оказался на 61,6% больше, чем за первые четыре месяца предыдущего.

В первые месяцы 2010 года был достигнут весьма неплохой уровень нефтедобычи. В январе был добыт 41 млн т нефти, в феврале — 37,2 млн, в марте — 41,3 млн, в апреле —39,8 млн т. В 2009-м соответствующие цифры были такими: 40 млн, 36 млн, 40 млн, 39,2 млн. Доходы населения в начале 2010 года заметно возросли: в апреле среднемесячная начисленная заработная плата одного занятого гражданина России составляла 20 383 руб., что было на 12,4% больше, чем в апреле 2009-го. И при всем этом потребительской активности граждане не проявляли — розничный товарооборот рос темпами всего в 2% годовых. Создалась интересная ситуация, когда промышленное производство — прежде всего потребительских товаров и продовольствия — растет довольно быстро, а объем приобретаемых товаров почти не увеличивается. И эта ситуация становилась еще более запутанной, если учесть, что в первые четыре месяца года 2010-го темпами в 18,4% годовых в России вырос еще и импорт. Следовательно, оставались нераспроданными товары не только российского, но и зарубежного производства.

Разумеется, во многом дело объяснялось тем, что российское производство и импорт возродились, а вот потребительское кредитование — еще нет. И граждане находились в замешательстве, не решаясь так же смело осуществлять покупки, как они делали это до кризиса. Однако постепенно россияне начинают действовать все решительнее. Значительное впечатление на власти сейчас производит повышение так называемого индекса потребительской уверенности. К началу 2010 года он чрезвычайно вырос со времен, когда кризис был в разгаре, в течение того года несколько упал, однако начиная с 2011-го неуклонно растет (см. график). Для расчета индекса потребительской уверенности, отражающего совокупные потребительские ожидания граждан, Росстат опрашивает 5 тыс. человек во всех российских регионах. Граждане отвечают на такие вопросы: ожидают ли они ухудшения или улучшения экономического положения в России через год; наблюдали ли они улучшение или ухудшение экономической ситуации за прошедший год; считают ли они, что их собственное материальное положение за прошедший год улучшилось; надеются ли они улучшить это положение через год; думают ли они, что сейчас благоприятное время для крупных покупок? При ответе на каждый вопрос определяется соответствующий индекс. Например, для подсчета индекса ожидаемых изменений экономического положения в России берется разница между процентом ответивших на вопрос положительно ("Считаю, что экономическая ситуация в России в ближайший год улучшится") и отрицательно ("Считаю, что экономическая ситуация в России в ближайший год ухудшится"). Среднее арифметическое всех индексов считается обобщенным индексом потребительской уверенности. В целом количество пессимистов традиционно превышает количество оптимистов (поэтому индекс до сих пор отрицательный), но количество оптимистов увеличивается, а количество пессимистов уменьшается, поэтому индекс постоянно растет: в первом квартале нынешнего года по сравнению с последним кварталом прошлого года рост составил два процентных пункта, а по сравнению с концом 2010 года — семь процентных пунктов.

Между тем во многих европейских странах этот индекс сейчас не растет, а падает: граждане, естественно, напуганы долговым кризисом и им не до поддержки розничной торговли (см. таблицу).

Надо заметить, что розничная торговля является весьма оригинальным элементом ВВП. Потому что торговать можно не только товарами местного производства, но и импортной продукцией. Что в большинстве стран во все возрастающем масштабе и происходит: этим отличается не только Россия, но и США, а также страны еврозоны. Получается, что, скажем, Китай наращивает ВВП за счет производства и экспорта, позволяя России, европейским странам и США наращивать свой ВВП за счет роста оборотов розничной торговли. Однако нельзя отрицать, что розничная торговля является вполне нормальным видом экономической деятельности, создает огромное количество рабочих мест и служит источником доходов для владельцев торговых предприятий и тружеников прилавка.

Оригинальной является и нынешняя ставка российских властей на розничную торговлю как локомотив экономики. Получается, что рост мировых цен на нефть, приводящий к росту импорта, стимулирует экономику через российскую розничную торговлю — то есть в каком-то смысле локомотивом в данном случае являются иностранные покупатели российской нефти. Но для наращивания розничных оборотов нужны еще и российские покупатели товаров (неважно, собственного производства или зарубежного). И настоящим локомотивом являются как раз российские граждане. Именно от них зависит, пойти ли в магазин и купить ли товар. И именно им предстоит решить, заплатить ли имеющиеся у них деньги или снова, как до кризиса, воспользоваться потребительским кредитом — он опять, несмотря ни на что, переживает возрождение. При этом все зависит от личных настроений граждан — являются они оптимистами либо пессимистами. Верят ли они в устойчивость российской экономики в условиях второй волны мирового финансового кризиса или нет.

Впору выдвинуть лозунг: "Хочешь помочь экономике — иди и купи хоть что-нибудь!" А кто не купил, пусть не жалуется на российские экономические трудности — все было в его руках.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments