Ренкинг "газелей" Северо-Запада показал, что и среди динамично развивающихся компаний подавляющее большинство занимаются торговлей. Конкуренцию этой сфере пока могут составить только инжиниринг и промышленно-инфраструктурное строительство.
Аналитический центр журнала "Эксперт Северо-Запад" впервые составил ренкинг "газелей" бизнеса, проанализировав динамику компаний СЗФО в 2008-2012 годах. По результатам исследования "пойманы" 53 быстрорастущие компании среднего бизнеса, представленные в таблице. Совокупная выручка "газелей" Северо-Запада составила в 2012 году 107,8 млрд рублей, увеличившись в десять раз по сравнению с объемом продаж в 2008-м.
Как и ожидалось, основная часть компаний занимается оптовой и розничной торговлей.
Скачок в крупный бизнес
Из 53 "пойманных" аналитическим центром "газелей" только четверть по результатам 2012 года относится к крупному бизнесу, то есть заработали более 1 млрд рублей. Из них почти все, за исключением торгового дома "Интерторг" (ТД "Интерторг") и нескольких компаний, которые по причине перерегистрации не смогли предоставить данные за 2008 год, являлись на начало исследуемого периода представителями среднего и малого бизнеса. Вырасти до эшелона крупных компаний им позволил совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) в 61,5%. Причем наиболее высокая динамика была зафиксирована в кризис и в период восстановления экономики – по 83% в 2009-м и 2010 году. На расширение сети торговых точек или приток клиентов в кризис рассчитывать не приходится, поэтому большинство компаний акцентировали внимание на поиске инновационных подходов в работе с покупателем и создании эффективной мотивированной команды.
Так, в сети книжных магазинов "Буквоед" (ООО "Просветкнига") ориентируются на конкуренцию не с книжными магазинами, а с теми источниками информации и вариантами досуга, которые действительно оказываются серьезными соперниками, – телевидением, интернетом, продажей алкоголя. Чтобы максимально заинтересовать покупателя, компания выстраивает стратегию общения с клиентом на событийном маркетинге и инновационных для отрасли подходах – круглосуточном режиме работы, сочетании оффлайн- и онлайн-обслуживания.
Компания "Балтстрой", специализирующаяся на реставрации памятников истории и культуры по всей России, среди факторов, обусловивших быстрый рост, кроме интереса государства к историческому наследию страны отметила высокую сплоченность и мотивированность команды, понимающей миссию и цели компании. Не осталась без внимания и деятельность молодого руководства.
Активное развитие внутри компании, привлечение лидеров, повышение эффективности их работы отметили и в ХК "Интра Тул". Организация предоставляет комплекс инжиниринговых услуг и осуществляет ремонт промышленных предприятий. Основным фактором успеха ее представители считают работу с заказчиком на основе взаимного обучения и учета индивидуальных потребностей партнеров.
Вне зависимости от сферы деятельности компании, которые за последние четыре года перебрались в категорию "тяжеловесов", опирались на создание эффективной заинтересованной команды под руководством активных целеустремленных лидеров, а также на индивидуальный подход к клиенту, ориентированный на постоянное улучшение формулировки и сути предложения. В результате в 2012 году крупный бизнес занял в совокупной выручке всех "газелей" Северо-Запада 80,9%. Следует также отметить, что по своей региональной и отраслевой принадлежности крупные компании дифференцированы.
Торговля vs инжиниринг
Чтобы проанализировать отраслевой срез ренкинга, аналитический центр исключил ТД "Интерторг", чья выручка составляет 29% общего объема реализации всех "газелей" СЗФО и не может быть сопоставима с результатами деятельности компаний среднего бизнеса. Отраслевой срез ренкинга по количеству компаний продемонстрировал, что оптовая и розничная торговля опять "впереди планеты всей" – в отрасли работают 23 компании (без "Интерторга") из 53-х. Не может не радовать, что при таком большом количестве торговых операторов по совокупной выручке за 2012 год торговля занимает второе место, уступая инжинирингу и промышленно-инфраструктурному строительству. Восемь инжиниринговых компаний, то есть 15,4% участников ренкинга, получили в 2012 году выручку 27 млрд рублей, что составляет 35,3% совокупного объема продаж "газелей" Северо-Запада. О положительных сдвигах экономики в сторону технологичных сфер деятельности свидетельствуют и среднегодовые темпы прироста отрасли в 2009-2012 годах. Если торговые компании в среднем росли на 87% в год, то ежегодный прирост инжиниринговых составил 272,6%. Хочется верить, что динамичное развитие компаний, специализирующихся на промышленном и инфраструктурном проектировании и строительстве, связано с осознанием необходимости модернизации производства. К этой мысли российские предприятия пришли во время кризиса.
Проекты по созданию новых цехов и заводов, увеличению эффективности работы инженерных сетей, оснащению предприятий новым оборудованием позволили инжиниринговым и строительным компаниям увеличить объемы заказов.
А вот по прибыльности торговля остается более маржинальной, чем инжиниринг, хотя теоретически создает значительно более низкую добавленную стоимость в отрасли. Рентабельность продаж показывает, что на 1 рубль реализованной продукции в торговле приходится 2,5 копейки, в то время как инжиниринговые компании получают 1 копейку. Остальные отрасли не поддаются финансовому анализу, так как представлены одной-тремя компаниями. Кроме торговли и инжиниринга более или менее значимую роль по доле в совокупной выручке "газелей" играют строительство (16,3%), пищевая промышленность (10,5), горнодобывающее производство (5,2), машиностроение (3,2) и производство пластиковой упаковки (1,4%). В остальных отраслях представлено по одной компании с выручкой в общем объеме меньше 1%, поэтому выделить их в отдельные направления проблематично.
Торгуем даже в кризис
В 2009 году к числу компаний-"газелей" добавились еще девять. Все игроки, появившиеся в период стагнации, занимаются преимущественно оптовой торговлей. Этот вид деятельности оставался перспективным даже в кризис. В 2009-2010 годах отрасль оказалась "дойной коровой" для экономики России. По данным Госкомстата, среди направлений, не получивших финансовых вливаний со стороны государства, торговля в 2009 году "провалилась" меньше всего – на 5,8% (в ценах 2008-го). И восстановилась в следующем году на те же 5,8%, уступив позиции только транспорту и связи, а также обрабатывающим производствам. Занимая на тот момент наибольшую долю в структуре добавленной стоимости, создаваемой в стране (20,3%), торговля определила динамику совокупного ВВП, темпы падения которого в 2009 году составили 7,8% (в ценах 2008-го), а темпы восстановления не превысили 4,5%.
По итогам 2012 года торговля продолжает занимать в экономике страны долю в 20%, лидируя среди видов экономической деятельности. Поэтому сильные позиции отрасли среди динамично развивающихся компаний среднего бизнеса Северо-Запада не являются сюрпризом и позволяют фиксировать отсутствие структурных сдвигов в отраслевом срезе экономики региона.
Самой популярной среди "газелей" СЗФО оказалась торговля автомобилями и другими транспортными средствами, в том числе строительной техникой, – здесь работают семь компаний из 24 (включая "Интерторг"). Еще четыре компании занимаются продажами продуктов питания, по две организации осуществляют сбыт медицинских изделий, топлива, книг и журналов, промышленного оборудования, строительного инструмента и крепежа.
Регионы не отстают
Из анализа регионального среза "газелей" исключены ТД "Интерторг" и ГК "ЭФЭСк" – из-за широкой географии деятельности и невозможности отнести их по месту создания и развития к какому-либо одному региону. Остальные компании, несмотря на широту географии заказов, по истории развития, персоналу, объемам реализации, головному офису могут быть идентифицированы как представители региона, в котором были зарегистрированы.
Только 30 компаний, попавших в ренкинг, оказались из Санкт-Петербурга, остальные представляют почти все регионы СЗФО. Среди них по количеству "газелей" лидирует Вологодская область – пять компаний, не отстает Ленинградская – четыре, в Псковской области и Республике Карелия – по три организации.
По выручке, полученной в 2012 году, картина немного иная. В лидерах среди регионов остаются Ленинградская и Вологодская области – по 7,5 и 6,8 млрд рублей соответственно. А вот на третью позицию переместилась Архангельская область, которой в 2012 году две компании принесли 2,4 млрд.
Вологодский регион отличился не только по количеству "газелей" и объемам их выручки, но и по динамике развития. Среднегодовой темп прироста выручки вологодских быстрорастущих компаний среднего бизнеса составил 279%, что на порядок больше, чем в других регионах СЗФО, включая Санкт-Петербург. Мурманская и Новгородская области, где этот показатель также высок, не могут приниматься в расчет, так как представлены одной компанией. Таким образом, Вологодскую область можно назвать точкой роста на Северо-Западе, появившейся во время кризиса. Все пять вологодских "газелей" являются представителями различных сфер деятельности: пищевой промышленности, инжиниринга и строительства, торговли автомобилями и инструментом, услуг сервисного канатного центра. Это говорит о наличии благоприятного бизнес-климата и перспективности инвестирования в регионе в целом, безотносительно к какой-либо конкретной отрасли.
Призраки инноваций
Кроме массы торговых и инжиниринговых компаний в список "газелей" попали несколько фирм, активно ведущих собственные инновационные разработки. По итогам 2012 года их всего пять. Петербургская компания "Крейт" 14 лет занимается разработкой и производством медицинских изделий, предназначенных для профилактики, лечения и реабилитации пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Ассортимент товаров включает в себя бандажи, корсеты, товары для беременных и кормящих женщин, ортопедические изделия. В интеллектуальную собственность предприятия входят 167 патентов, все разработки прошли клинические испытания и сертифицированы. В течение последних пяти лет "Крейт" ежегодно показывает темпы роста выручки в среднем на 47,3%, в 2012 году достигла объемов продаж в 302 млн рублей.