РБК выпускает ренкинг франшиз во второй раз. И если по итогам 2015 года это был топ-30, то сейчас — топ-50. Главный вывод таков: лидеры достаточно стабильны, но даже в первой десятке появилось несколько новых игроков, а состав топ-30 обновился примерно наполовину.
Оживающий франчайзинг
По данным портала Franshiza.ru, в январе 2017 года количество заявок на покупку франшизы увеличилось на 57% относительно января 2016 года.
Это неудивительно в условиях стагнирующей экономики. С одной стороны, франчайзинг — это возможность масштабировать бизнес для компаний, у которых недостаточно средств для развития. С другой — это шанс получить работающую бизнес-модель для людей, не имеющих предпринимательского опыта, но желающих получить его из-за потери прежней работы.
«Наибольший интерес в прошлом году вызывали проекты с инвестициями до 500–700 тыс. руб. как вариант самозанятости или первого самостоятельного бизнес-опыта», — рассказывает Нина Семина, генеральный директор компании «Франкон», владелец портала Franshiza.ru. Обусловлено это как экономической ситуацией в стране, так и все большей популяризацией франчайзинга.
«Самым сложным для рынка франчайзинга был 2015 год, сейчас ситуация начинает восстанавливаться, а спрос — расти. Люди адаптировались к кризису и хотят заниматься бизнесом», — говорит руководитель отдела разработки франшиз компании «Делошоп» Владимир Матюхин. По его данным, растет спрос в первую очередь на технологичные франшизы, в которых все детально продумано и автоматизировано. «Раньше люди открывали пару точек, регистрировали торговую марку — и вперед: продавать франшизы. Сейчас на такое предложение спроса уже нет», — уверен Матюхин.
Спрос подпитывается еще и тем, что по-прежнему разоряется множество оптовиков и дистрибьюторов. Индивидуальные предприниматели, которые прежде работали с ними, обращаются в крупные сети и стимулируют их к запуску франчайзинговых проектов. Именно так, например, запустила франчайзинговую программу сеть по продаже бижутерии Lady Collection, рассказывает Владимир Матюхин.
При этом 2016 год также был ознаменован стартом нескольких новых ярких франшиз. Московский проект «Делимобиль» предложил первую в стране франшизу каршеринга — услуги поминутной аренды автомобилей. В Москву пришла израильская сеть кофеен Cofix, где все продается по фиксированным ценам.
«Подобных предложений франшиз на российском рынке до сих пор не было», — говорит Нина Семина. По ее мнению, активнее всего развивается сейчас сфера услуг, в частности медицина, услуги детям, EMS-фитнес, растет сегмент коммерческих почтовых и курьерских сервисов как альтернатива государственной почте. В сегменте общественного питания наблюдается высокий спрос на франшизы в сфере фастфуда.
Другим важным выводом стало то, что если раньше практически все новые франшизы появлялись в Москве и Санкт-Петербурге, то сейчас все больше новых предложений из регионов. Стартовали франшизы сети цветочных салонов из Владимира «Флора центр», интернет-магазина и сервисного центра для автомобилистов из Нижневартовска «Тикамис», производства гранулированных удобрений из Тулы «Фру-фру», службы доставки «Социальные суши» из Саратова. Владимир Матюхин назвал сыктывкарский проект «Додо Пицца» одной из самых технологичных франшиз в России (сеть уже развивается в Китае и США).
Лидеры и новички
Как уже было сказано, ветераны российского франчайзинга сохранили свои позиции. Франшиза «1С» — это безусловный лидер, догнать которого в ближайшее время вряд ли кто сможет. Основатель «1С» Борис Нуралиев стал развивать бизнес по модели франчайзинга еще в 1994 году и благодаря армии франчайзи стал крупнейшим поставщиком ПО для автоматизации бизнеса в России. Сейчас компания также предлагает франшизу по бухучету — «1С: Бухобслуживание». Рынок конкурентный и непростой: самая популярная в стране франшиза одновременно лидирует и по количеству досрочно расторгнутых договоров коммерческой концессии (68).
Третью и четвертую строчки ренкинга занимают компании из области здравоохранения — «Гемотест» и «Инвитро». Обе зарабатывают на медицинских тестах и анализах и бурно растут благодаря франчайзингу. «Инвитро» — первопроходец и исторический лидер этого рынка, а «Гемотест» всегда был в роли догоняющего. При открытии новых точек «Инвитро», как правило, отдает предпочтение уже опытным франчайзи, отказывая новичкам, чтобы не создавать внутренней конкуренции. Этим воспользовалась компания «Гемотест», которая с удовольствием работает с теми, кому отказали в «Инвитро». По данным Роспатента, в 2016 году компания заключила больше новых договоров, чем лидер рынка.
В пятерку самых популярных франшиз также вошла созданная только в 2014 году франшиза сети фастфуда «Суши шоп». Казалось бы, пик моды на суши прошел, на рынке множество конкурентов, но проект тем не менее бурно растет. «Суши сейчас перешли в разряд фастфуда, и активный рост идет за счет регионов. Там в отличие от крупных городов нет еще такой насыщенности рынка», — объясняет руководитель отдела маркетинга «Суши шопа» Кристина Большакова. Она также отмечает, что, как правило, эту франшизу покупают предприниматели, которые никогда раньше не работали в общепите.
Птица созрела
Настоящее открытие на рынке франшиз-2016 — «Чебаркульская птица». Это агрохолдинг с 40-летней историей, который в 2016 году начал обзаводиться франчайзинговой сетью фирменных магазинов. «Один из руководителей компании проходил обучение на курсах MBA и защитил диплом по теме франчайзинга. Идея продавать франшизы так всем понравилась, что было решено воплотить ее в жизнь», — рассказывает руководитель группы по продажам «Чебаркульской птицы» Валерий Новокрещенов. В итоге компания заключила, по данным Роспатента, 54 концессионных соглашений и обзавелась 90 с лишним фирменных магазинов. Работает программа франчайзинга только в Челябинской и соседних областях.
«Феномен «Чебаркульской птицы» объясняется несколькими ключевыми преимуществами — известностью бренда, небольшими инвестициями во франшизу и форматом точек: их можно открывать на площадях, которые мало подходят для непродовольственной торговли или услуг. Арендная плата в таких помещениях, как правило, крайне низка», — говорит Нина Семина. По расчетам Валерия Новокрещенова, на открытие магазина уходит всего 350–400 тыс. руб., вступительный взнос — 140 тыс. руб., роялти — 10 тыс. руб. в месяц.
Наступление региональных брендов — заметный тренд на рынке франшиз. Агрессивно растут франчайзинговый проект фармацевтического дистрибьютора из Омска «Медэкспорт — Северная Звезда» — сеть аптек «Фармкопейка» и другая аптечная сеть от крупнейшего производителя БАДов из Алтайского края «Эвалар». Пользуется спросом франшиза тверской сети фастфуда «Чикен Хауз».
Конечно, не всегда стремительный рост бывает долгим. Для франшизы магазинов по продаже электронных сигарет Vardex лучшие времена остались позади. «Наши дела плохи, рынок падает с головокружительной скоростью. Законодатели совместно с медиа в последние два месяца ведут планомерную борьбу с рынком электронных сигарет, и скоро это даст свои плоды. За первый квартал 2017 года, по нашим ожиданиям, закроется около 40% точек», — говорит генеральный директор Vardex Дмитрий Борисов.
Поэтому для начинающих предпринимателей важно не только поймать растущий тренд, но и успеть соскочить с него еще до того, как поезд двинется в обратном направлении.
Методика расчета ренкинга франшиз
Понятие «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует. Для создания франчайзинговых сетей используются разные юридические формы — агентские и лицензионные соглашения, договоры поставки и многое другое. Единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга в зарубежных странах, — договор коммерческой концессии (ДКК). Он наиболее широко и подробно регулирует отношения франчайзера и франчайзи, защищает интересы обеих сторон, позволяет передать целый комплекс исключительных прав, а также установить возможность определенных ограничений, например по ценам и конкуренции.
Все ДКК в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). РБК запросил в Роспатенте информацию о товарных знаках, по которым в течение 2016 года были зарегистрированы ДКК, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим товарным знакам и общем количестве зарегистрированных договоров на конец 2016 года (показатель масштаба бизнеса). Когда компании регистрируют в одном договоре сразу несколько наименований торговых марок (например, Invitro и «Инвитро»), в ренкинге отражается самое популярное наименование.
По словам руководителя отдела разработки франшиз компании «Делошоп» Владимира Матюхина, иногда компании используют ДКК для оптимизации налогообложения. При этом их представители признают, что не развивают бизнес по модели франчайзинга, на сайтах отсутствует информация об условиях франшизы. Такие компании были исключены из ренкинга РБК.