В ТОП‑листе участвуют местные сети розничных и мелкооптовых магазинов продовольственных товаров, а также федеральные и иностранные сети. Участники ТОП‑листа разделены на две группы — российские сети и иностранные сети. Федеральные и зарубежные компании предоставили данные о деятельности сети в Екатеринбурге.
Как проводился отбор участников
На первом этапе специалисты аналитической группы «ДК» проанализировали открытые источники. Экспертные комментарии были получены от Комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, а также от участников рынка. На втором этапе специалисты «ДК» разослали компаниям анкеты, в которых запрашивались конкретные характеристики деятельности. Информация, полученная аналитической группой, была перепроверена.
По каким показателям ранжируются участники
Основной показатель для ранжирования — совокупный оборот сети в Екатеринбурге и Свердловской области в 2009 г., млн руб. Дополнительные показатели — совокупная торговая площадь сети в Екатеринбурге, кв. м; количество торговых точек сети.
Принятые сокращения
А — компании расположены в алфавитном порядке.
В/р — вне рейтинга.
Н/д — нет данных, т. е. компания не предоставила данные.
Топ-10
|
Динамика оборота в Екатеринбурге и Свердловской области к 2008 г.
|
Выручка на 1 кв. м торговой площади в Екатеринбурге и Св. области,
тыс. руб.
|
Совокупный оборот сети в России в 2009 г., млн руб.
|
Общее кол-во сотрудников сети в Екатеринбурге на 01.07.10,
чел.
|
Формат
|
Год начала работы в Екатеринбурге
|
Телефон, сайт
|
||
Российские сети продритейла
|
|||||||||
1
|
«Кировский»
Ковпак Игорь Иванович
|
15 186
|
13%
|
271
|
15 186
|
14 000
|
Супермаркет
|
1987
|
тел. 347-28-80 |
www.kirmarket.ru
|
2
|
«Монетка»
Заболотнов Роман Николаевич
|
13 969*
|
3%
|
н/д
|
21 490
|
н/д
|
Дискаунтер, супермаркет
|
2001
|
тел. 216-19-70 |
www.monetka.ru
|
3
|
«Мегамарт»
Комиссаров Александр Евгеньевич
|
7 966
|
19%
|
295
|
9 527
|
1 604
|
Гипермаркет, супермаркет
|
1995
|
тел. 216-62-65 |
www.megamart.ru
|
4
|
«Пятерочка»
Красников Алексей Викторович
|
3 120*
|
н/д
|
н/д
|
140 289
|
н/д
|
Дискаунтер
|
2003
|
тел. 216-16-02 |
www.e5.ru
|
5
|
«Звездный»
Райсих Александр Александрович
|
2 140*
|
-24%
|
322
|
2 140
|
н/д
|
Супермаркет
|
2000
|
тел. 234-74-50 |
www.uralstar.ru
|
6
|
«Елисей»
Лачихина Марина Борисовна
|
1 265
|
24%
|
360
|
н/д
|
700
|
Супермаркет
|
2000
|
тел. 373-34-30 |
www.elisey-mag.ru
|
7
|
«Карусель»
Кулешова Екатерина Андреевна**
|
1 100*
|
н/д
|
282
|
50 637
|
н/д
|
Гипермаркет
|
2008
|
тел. 378-49-77
|
в/р
|
«Купец»
Хан Олег Валентинович
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
Дискаунтер, супермаркет
|
1998
|
тел. 229-30-50 |
www.tc-kupetz.ru
|
Иностранные сети продритейла
|
|||||||||
1
|
«Метро Кэш энд Керри»
Байер Акин
|
5 409*
|
н/д
|
320
|
459 117*
|
500
|
Сash&carry
|
2005
|
тел. 379-28-78 |
www.metro-cc.ru
|
2
|
«Ашан»
Кузьмин Антон Станиславович***
|
4 531*
|
н/д
|
235
|
н/д
|
н/д
|
Гипермаркет
|
2006
|
тел. 310-32-22 |
www.auchan.ru
|
* Собственные расчеты «ДК», сделанные на основании открытых источников и данных официальных сайтов компаний. ** Генеральный директор сети в РФ. *** Директор «Ашан-Екатеринбург» в ТЦ «МЕГА».
Лидеры по торговой площади*
Торговая площадь в Екатеринбурге на 01.07.10, кв. м
|
Торговая площадь в Свердловской области
на 01.07.10, кв. м
|
Структура торговых площадей в Екатеринбурге и Свердловской области на 01.07.10 по форматам магазинов, кв. м
|
||||||
Гипермаркет
|
Супермаркет
|
Дискаунтер
|
Магазин у дома
|
Cash & сarry
|
||||
Российские сети продритейла
|
||||||||
1
|
«Мегамарт»
|
15 104
|
11 897
|
19 819
|
7 182
|
0
|
0
|
0
|
2
|
«Карусель»**
|
7 200
|
0
|
7 200
|
0
|
0
|
0
|
0
|
3
|
«Звездный»**
|
6 654
|
527
|
0
|
7181
|
0
|
0
|
0
|
4
|
«Елисей»
|
4 000
|
0
|
0
|
2 100
|
0
|
1 900
|
0
|
Иностранные сети продритейла
|
||||||||
1
|
«Ашан»***
|
19 300
|
0
|
14 000
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
«Метро Кэш энд Керри»
|
16 797
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
18 652
|
* В таблицу включены только те компании, которые предоставили данные по торговой площади. ** Собственные расчеты «ДК», сделанные на основании открытых источников и данных официальных сайтов компаний. *** Данные ТОП-листа от 6 июля 2009 г. («ДК» № 25).
Лидеры по количеству магазинов
Количество магазинов в Екатеринбурге на 01.07.10
|
Кол-во магазинов в Свердловской области на 01.07.10
|
Структура сети в Екатеринбурге и Свердловской области
по форматам магазинов
|
||||||
Гипермаркет
|
Супермаркет
|
Дискаунтер
|
Магазин у дома
|
Cash & сarry
|
||||
Российские сети продритейла
|
||||||||
1
|
«Кировский»
|
49
|
76
|
0
|
120
|
0
|
0
|
0
|
2
|
«Монетка»1
|
32
|
85
|
0
|
н/д
|
н/д
|
0
|
0
|
3
|
«Купец»
|
30
|
8
|
н/д
|
н/д
|
0
|
н/д
|
0
|
4
|
«Пятерочка»*
|
20
|
23
|
0
|
0
|
41
|
0
|
0
|
5А
|
«Елисей»
|
10
|
0
|
0
|
4
|
0
|
6
|
0
|
5А
|
«Звездный»*
|
10
|
1
|
0
|
11
|
0
|
0
|
0
|
6
|
«Мегамарт»
|
9
|
9
|
10
|
8
|
0
|
0
|
0
|
7
|
«Карусель»*
|
2
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Иностранные сети продритейла
|
||||||||
1А
|
«Ашан»*
|
2
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1А
|
«Метро Кэш энд Керри»*
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
* Данные получены с официальных сайтов компаний.
События года
1. X5 Retail Group откроет третью «Карусель» в Екатеринбурге общей площадью 7 897 кв. м в ТЦ «КомсоМОЛЛ». Напомним, что в конце 2009 г. в ТЦ «Алатырь» появилась вторая «Карусель» общей площадью 5 200 кв. м, а первая работает на месте гипермаркета «Гроссмарт» в ТЦ «Парк Хаус» с конца 2008 г. В 2010 г. X5 Retail Group намерена вывести в Екатеринбург еще один свой бренд — супермаркет «Перекресток», который расположится на 1,5 тыс. кв. м в торгово‑офисном центре «Антей». Как сообщил начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов, «Перекресток» начнет работать в августе.
2. Собственники торговой сети «Монетка» планируют вывести на рынок Екатеринбурга гипермаркеты «Райт». По замыслу они должны конкурировать с «Ашаном», «Каруселью» и «Перекрестком». «Магазины для хорошей жизни», как их позиционируют владельцы, пока работают только в Тюмени и Нижнем Тагиле (их торговая площадь от 4 тыс. кв. м). По мнению аналитика Константина Селянина, после прошедшего витка кризиса работать сразу во всех форматах розничным сетям тяжело и нецелесообразно, поэтому некоторые ТС начали разводить разные форматы по разным брендам.
3. Игорь Ковпак, президент группы компаний «Супермаркет «Кировский», заявил, что намерен строить в Екатеринбурге и городах области стандартные супермаркеты площадью 1 200 кв. м. По словам г‑на Ковпака, ГК «Супермаркет «Кировский» решила отказаться от небольших магазинов и делает ставку на супермаркеты площадью не менее 1 000 кв. м. В ближайшее время два супермаркета на 1 000 и 1 200 кв. м откроются в Каменске‑Уральском, а магазин на 980 кв. м в районе Академическом.
4. В ноябре 2009 г. «УГМК‑Агро» (дочернее предприятие УГМК) заявило о планах строительства сети продуктовых магазинов под торговой маркой «Здорово». На данный момент в городе работает один магазин, еще одна точка открыта в Верхней Пышме. В магазине представлена продукция предприятий, входящих в сферу влияния «УГМК‑Агро», — Верхнепышминского молзавода, Екатеринбургского мукомольного завода, ЗАО «Тепличное», а также других местных производителей.
Тренды года
1 | Объем реализации продовольственных товаров в Екатеринбурге составил 171,8 млрд руб. и показал положительную динамику на уровне 5%. При этом уровень инфляции был равен 8,8%, соответственно реальный оборот сократился на 3,8%. Игроки рынка говорят, что ощутимый спад начался со II кв. 2009 г., на который продовольственные сети отреагировали понижением среднего чека в среднем на 5‑15%. Например, в местных супермаркетах чек сократился с 282 до 239 руб.
2 | Сети замедлили экспансию в регионы. Так, в 2009 г. в Екатеринбурге не появилось ни одного нового игрока. Местные сети («Звездный», «Елисей») открыли по одному магазину в городе, а «Купец» сократил количество точек в области. Только «Монетка» и «Кировский» увеличили свое присутствие в области на 6%, а X5 вывела новые форматы (супермаркет и гипермаркет) в Екатеринбург.
3 | В 2009 г. продовольственные сети сократили ассортимент на 10‑20% (так, в дискаунтерах товарных позиций стало меньше в среднем на 500‑1000 наименований). Большая часть «ушедшего» ассортимента — до 80‑90% — приходилась на дорогие позиции (дорогие алкоголь, сыры, колбасы). Сейчас продукция класса премиум и средний плюс начала возвращаться на полки. Однако ее объемы пока не достигли докризисного уровня.
4 | Крупнейшие сети продритейла планируют развивать формат гипермаркетов. С такими намерениями с начала 2010 г. выступили «Кировский» и «Монетка». Эксперты полагают, что одной из причин является желание избежать неприятных аналогий у посетителей с дешевым качеством обслуживания, связанным с форматом «магазин у дома».
Прогноз
Лев Ковпак
вице-президент «Супермаркет «Кировский»
вице-президент «Супермаркет «Кировский»
Во время спада на рынке все торговые сети понизили цены. К досаде ритейлеров, благосостояние жителей не улучшается. Количество покупок растет, а доля дорогих товаров сокращается. В «Кировском люкс» средняя покупка вместо 282 руб. стала 239 руб., хотя число покупателей здесь увеличилось с 49 до 52 тыс. в месяц. Мы уходим от маленького формата, не будем его больше продвигать. Поэтому станем работать в формате чуть-чуть крупнее.