Кто-то ходит в магазины за новой одеждой и обувью, а кто-то – за новыми впечатлениями и общением. Фокус побывал там, где можно совместить то и другое.

«Отнести вещи в примерочную? Хотите кофе, чай или, может, чего-нибудь покрепче? Ещё у нас есть книги и журналы – можно посмотреть», – несколько лет назад услышать такое было невозможно, особенно в магазинах с демократичными ценами. Одним из первых в Киеве новый подход к шопингу опробовал магазин «Амстердам», где посетитель мог не только купить оригинальную дизайнерскую одежду и украшения, но и поучаствовать в арт-проектах, полистать новые книги, найти единомышленников. Со временем магазин вырос в сеть клубов по интересам, найти их можно не только в столице, но также в Чернигове и Львове.

– Мне нужно, чтобы в магазине всегда что-то происходило, – говорит Наталья Исупова, хозяйка известного в богемных кругах магазина GoodBuyFashion.

Идею комиссионки, где можно купить дизайнерские и винтажные вещи, ей подсказала подруга. У девушки шкаф ломился от надоевшей одежды.

– Я ей в шутку сказала: давай будем твоими вещами торговать. Так и получилось, – вспоминает Наталья.

Свой проект она называет продолжением киевского Сенного рынка, только в тёплом приятном месте, а покупатели для Натальи – скорее гости, чем клиенты. В квартире со старинной мебелью, где разместился GoodBuyFashion, каждому предлагают чай с вареньем и бубликами. А по четвергам в магазине проходят вечеринки.

– Приглашаем всех желающих, каждый приносит угощение, – рассказывает Наталья. – Обмениваемся информацией, кто-то находит партнёров, кто-то друзей. Люди приходят за общением, обычный шопинг им уже не интересен.

Места знать надо

«Можно кого-нибудь из продавцов? Что это у вас такое?» – мужчина в кожаных куртке и кепке, видимо, попал в магазин «Пюре» случайно и явно недоумевает, глядя на клетчатые воротнички, которые продаются отдельно от рубашек, и вязаные перчатки с пришитыми на них ярко-розовыми пластиковыми шипами.

– Часто заходят случайные люди? – спрашиваем идеолога и хозяйку магазина Татьяну Кремень, в шутку называющую себя «хозяином, байером и уборщицей».

На руках у неё перчатки с розовыми шипами.

– Бывает, – отвечает Татьяна. – Первый месяц нас путали со столовкой, часто забегали перекусить.

Потом чаще стали приходить молодые неплохо зарабатывающие люди, которые любят хорошо и необычно одеваться. Собственно, из любви к необычной одежде магазин и вырос.

– Мы с напарником два года назад поехали в Лондон, гуляли по городу. Он шопоголик, и я шопоголик, мы очень страдали от дефицита хороших и весёлых магазинов в Киеве, – вспоминает Татьяна.

Потом страдать перестали и перешли к делу. Заодно и от шопоголизма избавились – теперь они продают чаще, чем покупают.

Ещё «Пюре» – место паломничества девочек-подростков. Причём привлекают их не только яркие футболки и платья. Например, в одной из примерочных лицом к зеркалу стоит на коленях манекен в кованых наручниках и с кляпом во рту. Рядом небольшая комната отдыха, полностью оббитая светлым мехом. В соседнем помещении продаются пластинки.

– Мы надеялись, что «Пюре» станет местом, которое будет притягивать приятных нам людей. Так и вышло, – улыбается Татьяна.

Таких выросших из идеи магазинчиков появляется всё больше. В прошлом году вслед за «Пюре» в столице открылись бутик The One, обувной шоу-рум ShoeShoe, магазинчик хендмейда «Ятки» и лавка с сувенирами ручной работы на первом этаже киевского арт-центра «Я. Гретера».

Рай для шопоголика

– Могу вам чем-нибудь помочь? – спрашивает консультант в шоу-руме The One у блондинки в модной куртке, туфлях на высоких каблуках и с большим пакетом с логотипом Zara.

– Нет, спасибо, – отвечает та.

– Жаль, – вздыхает консультант Ирина, маскируя лёгкую иронию.

Девушки, забредающие в подвальчик The One по дороге из Zara, – не их аудитория. Блондинка рассматривает хлопковые сарафаны с объёмными юбками необычного кроя, туфли с носками в форме шестиугольника, но выходит из магазина без покупки.

– Бывает, заглядывают случайные люди, что-то покупают, а потом возвращаются уже как постоянные клиенты. Приходят попить чай-кофе, поговорить, – рассказывает Ира и даёт понюхать авторские духи с ароматами топлёного молока и ванильного печенья, мха и даже сыра с плесенью – надеемся, что к нам приходят эстеты.

– У нас проект некоммерческий, – отмечает хозяйка ещё одного магазина нового для нас типа The One Алина Малюшкина. – Хорошо бы выйти на самоокупаемость, но наша основная идея – пропаганда хорошего вкуса.

Ради этого в ход идут вещи от украинских дизайнеров Владимира Подоляна, Кристины Бобковой, Артёма Климчука, Анны Сосновской, есть и авторские аксессуары. Главный принцип – всё в единственном экземпляре.

– Например, эти туфли – из Лондона, их даже через интернет не закажешь. Были ещё фиолетовые, теперь остались только эти.

Вместе с консультантом разглядываем чёрные с зелёной отделкой туфли на высоком деревянном каблуке.

– За такие можно и душу продать.

– Можно, но ненадолго, до следующей пары, – смеётся она.

Ненадолго продать душу можно и за увесистый альбом с работами мексиканского художника Диего Риверы или иллюстрированный том Микеланджело, которые продаются в магазине FabricaShop.

– Обычно, когда приходишь в магазин, над тобой постоянно стоит продавец, – делится наблюдениями автор идеи Анри. – А для нас главное – непринуждённая атмосфера.

В небольшой светлой мансарде – книжные полки с арт- и фотоальбомами, скульптуры восточных божеств, низкие диванчики, негромко играет индийская музыка.

Всё на корточках, как на Востоке, – объясняет Анри.

Для него магазин – реализация сразу двух желаний. Он всегда мечтал о мансарде, а книги и журналы по искусству, фотографии, архитектуре и дизайну – то, чем он увлекается и сейчас.

Дружить магазинами

– Напиши, что у нас можно не только туфли купить, но ещё есть WI-FI, пуфики, журналов целая куча, – старается ничего не забыть Ната Валевская, владелица шоу-рума ShoeShoe.

Пока к ним в магазин, который представляет собой небольшое подвальное помещение, обклеенное страницами из модных журналов и уставленное стеллажами с красивой обувью, приходят в основном за новыми туфлями или ботинками. Хотя изначально планировалось, что сюда будут идти как в клуб. В магазине шутят: «Клуб анонимных шузоголиков».

– В твоём размере есть ещё такие, примерь, – Ната достаёт с полки коробку с чёрно-белыми лаковыми балетками.

Пока я размышляю, что выбрать – классические чёрные лодочки, которые дешевле, или лаковые балетки, которые выглядят эффектнее, муж Наты и совладелец магазина Андрей советует:

– Бери лаковые, они более трендовые.

Он вообще непринуждённо жонглирует словосочетаниями вроде «хайкеры на танкетке». ShoeShoe вырос из семейного увлечения красивой обувью и интернет-блога, который работает и сейчас.

– Со временем обороты стали большие, по сто пар в месяц заказывали, держать дома всё было нереально, – рассказывает Ната историю появления своего шоу-рума.

И если первые полтора-два года это было хобби, теперь оно выросло в полноценный бизнес.

Тем не менее такие проекты – дело, которое приносит скорее удовольствие, чем прибыль. «Это хобби, которое, я надеюсь, перерастёт когда-то в большой бизнес», – говорит Татьяна Кремень из «Пюре». Надеются на это владельцы и других магазинов, для чего ищут разные пути. В «Пюре» привлекают для эксклюзивного сотрудничества отечественных дизайнеров, в ShoeShoe – готовятся представить придуманную совместно с украинским дизайнером Юлией Костиной коллекцию обуви, в The One – поощряют клиентов делиться идеями в ателье, которое работает при магазине.

Магазин Toshoshop, который предлагает оригинальную одежду из Японии, Тайваня и Малайзии, возник в результате желания его владельца Артёма Костоварова совместить приятное с полезным – то есть путешествия и покупки.

– Сначала мы возили яркие молодёжные вещи, – рассказывает Артём. – Потом к нам начали приходить люди постарше, и мы для них стали привозить вещи-трансформеры.

Теперь магазин переезжает.

– Наступает стадия бизнеса, – смеётся Артём.

Новое помещение будет удобнее и ближе к коллегам. Владельцы расположенных неподалёку друг от друга магазинов думают о том, чтобы общими усилиями сделать шопинг-гид. В ShoeShoe проект уже называют «альтернативой Крещатику».

Хобби всемирного масштаба

Многие всемирно известные бренды выросли из хобби их создателей.

Коко Шанель с шести лет воспитывалась в монастыре, где научилась шить. Но из-за плохого зрения самым простым для неё стало изготовление шляпок. Позже Коко открыла магазинчик в Париже, в котором стала продавать шляпки собственного производства.

Создатель популярной косметики Ив Роше начинал своё дело с мини-лаборатории на собственном чердаке. Там он вместе с друзьями создал первый лечебный крем на основе целебных трав, который начал продавать с помощью объявления в газете.

Всемирно известный интернет-аукцион EBEY вырос из сайта, который сделал для своей невесты студент Пьер Омидьяр. Пьер написал программу, дававшую возможность продавать и покупать вещи онлайн.

История марки United Colors of Benetton началась с жёлтого свитера, который Джулиана Бенеттон связала для брата. Он пришёл в нём в магазин, где работал помощником продавца, и произвёл фурор. Лучиано Бенеттон начал продавать яркие свитера сестры в своём магазине.

Сеть магазинов Victoria’s Secret началась с неудачного похода в магазин женского белья американца Роя Реймонда. Он хотел сделать подарок супруге, но не привыкшие работать с мужчинами продавцы не смогли ему помочь. После этого Реймонд открыл магазинчик женского белья в Сан-Франциско.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments