Чтобы ответить на вопрос, который сегодня, в преддверии непредсказуемого 2015 года, волнует большинство жителей Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, корреспонденты РБК Тюмень опросили федеральных и местных ритейлеров и переговорили с органами власти регионов и муниципалитетов. Один из выводов — если тюменскому покупателю будет предложено все, что он захочет, то жителям ЯНАО остается надеяться только на ярмарки. О планах по расширению там присутствия сетевики говорить не спешат.

Обеспеченность продуктами. Сети магазинов

Крупные федеральные сети по-прежнему предъявляют интерес преимущественно к Тюмени и крупным центрам, с меньшей охотой двигаясь в сторону Югры и практически игнорируя Ямал. Эта практика будет продолжена и в 2015 году.

"В Тюменской области развитие продовольственного ритейла продолжится. Планируется расширение присутствия "Магнитов" и, скорее всего, они будут продвигать более крупные форматы, такие как семейные гипермаркеты. И у них еще есть один формат магазинов – парфюмерных. В рамках подписанного соглашения с правительством продолжит экспансию на региональный рынок X5 Retail Group (план – 100 магазинов по области). Они потихоньку двигаются, не агрессивно, но упорно. Уже на территории Тюмени три "Ленты", открывается в 2015 году второй "ОК", движение начнут "Мегамарты". Это неизбежный процесс. Планов по сокращению площадей ни у одной сети нет, по крайней мере нам никто не сообщал о таких планах", — заявил РБК Тюмень начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюмени Андрей Пантелеев.

Так, федеральный ритейлер "Лента" подтверждает сохранение всех намеченных перспектив по расширению присутствия в крупных городах Тюменской области и ХМАО. "В 2014 году компания продолжила региональную экспансию и открыла новые магазины в Тюмени и Тобольске. До конца года планируем ввести в эксплуатацию еще один магазин в Тюмени. Продолжается строительство магазинов в Ханты-Мансийске и Сургуте, которые распахнут свои двери в первом полугодии 2015 года. В целом план развития компании в следующем году будет озвучен в начале года", — рассказала РБК Тюмень PR-менеджер сети гипермаркетов "Лента" Яна Могилева.

Судя по всему, выжидательную позицию заняла пока группа компаний "Дикси". "Мы укрепляем присутствие в регионе дивизиона "Мегамарт", открыв недавно пятый компактный гипермаркет в Тюмени", — заявил руководитель дивизиона "Мегамарт" Александр Комиссаров, не уточнив дальнейших намерений ГК.

Известно также, что в ближайшем будущем в Тюмени планируется к вводу: ТЦ "О’КЕЙ" (ул. Профсоюзная – Госпаровская), ТРЦ "Остров" (ул. Федюнинского, 65/2), ТРЦ "7Я" (ул. Пермякова, 2г), ТРЦ в составе МФК ARSIB Tower (ул. Мельникайте, 116/1), СОКЦ "Планета" Тюмень (ул. Александра Логунова, 7), ТРЦ "Зеленый Мыс" (ул. Дружбы), ТРЦ "МЕГА-Тюмень" (ул. Алебашевская).

Между тем местные ритейлеры видят в активности федералов лишь угрозу, и уверяют, что сами способны прокормить своих земляков. "Общая тенденция в области по экспансии федеральных торговых сетей – катастрофа. Региональный ритейл в области представлен мало, многие ушли или уходят с этого рынка. Крупными игроками остаются наша компания и "Тамара". Главная наша конкурентная особенность – наличие собственного производства. Остальные магазинчики в регионе очень тяжело переживают сегодняшнюю ситуацию. В 2015 году мы ожидаем серьезное снижение покупательской способности. И тут придется искать подходы к покупателю", — делится директор компаний "Торговый дом "Абсолют" и "Фатум" Георгий Алманов.

Один из таких подходов – развитие формата магазинов "у дома". В следующем году собственники местной группы компаний хотят открыть более 20 таких магазинов в Тюмени. В другие города Алманов и его партнеры пока не стремятся, объясняя это наличием в линейке продукции большого количества скоропортящихся товаров. "В нашу компанию просятся и фруктовые оптовики, и мясники. Мы производим товары самые необходимые для людей – молоко, хлеб, мясная продукция", — отмечает топ-менеджер. Но наиболее весомым конкурентным преимуществом станут, скорее всего, алкомаркеты в составе таких "точек".

О готовности расширять число магазинов РБК Тюмень сообщила директор торговой компании "Катран" Вера Гайдукова. "Задача нашей сети – остаться на рынке, не позволить себя поглотить крупным федеральным сетям, которые достаточно интенсивно продвигаются в области. Чтобы для этого делаем? Уходим в развитие низкой ценовой политики, уходим от дистрибьюторов, выходим на прямых поставщиков. За последний год мы наладили хорошие отношение с тюменскими товаропроизводителями. Мы готовы расширяться. Если найдем площади, которые нас устроят по цене и локации, то почему бы и нет. Наша сеть конкурентоспособна, мы держим очень широкий ассортимент, делаем доступной цену продукции", — отметила Гайдукова.

Спасаясь от "вымирания", местные компании будут стремиться делать формат разнообразнее, соглашается Андрей Пантелеев. "Будущее для местного ритейла – ориентир на продукцию с короткими сроками хранения от тюменских товаропроизводителей. Также в 2015 году усилится такой тренд в торговле, как работа под потребителя. Не исключаю, такой услуги как доставка продуктов на дом, например, пенсионерам", — прогнозирует Пантелеев.

Продовольственные ярмарки

Продуктовые ярмарки, ставшие в 2014 году символом избирательной кампании Владимира Якушева, не канут в Лету, обещают региональные власти. Как рассказали РБК Тюмень в областном правительстве, продовольственная дружба регионов "матрешки" будет продолжена по нескольким направлениям, в том числе сохранятся и ярмарки, которых с августа по сентябрь уходящего года прошло более 40-ка.

Чиновники подчеркивают, что указанные мероприятия дали не сиюминутный эффект. Итогом минувших ярмарок стало подписание нескольких соглашений. Так, агрофирма "КРиММ" заключила договор о сотрудничестве с компанией "Ямал" в Новом Уренгое. "Тобольский городской молочный завод" подписал пять договоров на поставку молочной продукции – один в ХМАО, четыре – в ЯНАО. Благодаря этому у предприятия на 20% выросли поставки продукции. Не у всех, правда, экспансия проходит гладко. Ялуторовский мясокомбинат в Ноябрьске открыл собственную торговую точку, но закрепиться у него так и не получилось. "Конечно, несколько соглашений – только начало работы, которую предприниматели продолжат в 2015 году", — отмечают собеседники агентства.

Как рассказала РБК Тюмень начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности департамента агропромышленного комплекса региона Светлана Сухова, после визитов в более 25 городов Югры и Ямала у департамента есть понимание, в каких населенных пунктах наиболее востребован тюменский продукт. Продукция хорошо идет в Муравленко, Сургуте, Новом Уренгое и других городах. Депутат Тюменской областной думы Владимир Ковин соглашается с достигнутым, хоть и небольшим пока, эффектом. Он вспоминает, что, когда область была единой, торговые связи были налажены на 100%, поставки продукции шли по маршруту "юг-север". Все изменилось, когда Югра, Ямал и Тюменская область по Конституции страны стали равноправными субъектами. "Не раз и не два были попытки вновь возобновить поставки тюменской продукции на северные рынки. Но главные подвижки в этом вопросе появились только в последние годы", — говорит он.

Тюменская область планирует и другие форматы присутствия тюменских товаропроизводителей на торговых площадях Югры и Ямала. "В департаменте прошло совещание с тюменскими товаропроизводителями, где мы как-раз обсудили дальнейшее движение на Ямал и в Югру. Некоммерческое партнерство "Тюменские сельскохозяйственные товаропроизводители" предложило к реализации проект строительства мелкооптовых логистических центров по реализации продукции в Тюмени, Сургуте, Нижневартовске и Новом Уренгое. При этом строительство таких объектов будет проходить за счет самих товаропроизводителей", — рассказала г-жа Сухова.

Ковин считает, что построить такие центры можно при помощи одного бюджетного инструмента – программы "Сотрудничество". "Программа должна работать в интересах трех субъектов. Нужно в этом вопросе сделать первый шаг – построить при участии бюджета качественные логистические комплексы, где аккумулировалась бы вся тюменская продукция", — говорит он. При этом депутат добавляет, что, осваивая рынки Югры и Ямала, не нужно забывать и о других городах России.

Еще один способ разнообразить продуктовый рацион жителей ЯНАО и ХМАО и сделать товары более доступными – открывать в крупных городах фирменные магазины тюменской продукции. Такая торговая "точка" в первом полугодии должна появиться в Ноябрьске. Это будет совместный магазин нескольких производителей, в частности, — компании "Тюменский бройлер", птицефабрики "Пышминская", кондитерская фабрика "Квартет", комбината "Золотые луга", мясокомбината "Ялуторовский". И тут Владимир Ковин считает важным отработать схему предоставления земельных участков и более щадящих льготных режимов работы для тюменских переработчиков мясной и молочной продукции. "Они уже готовы работать, строить складские помещения, но пока упираются в "стенку" интересов северной бизнес-прослойки", — уточнил он.

Ранее о том, что продовольственные ярмарки будут продолжены, жителей большого тюменского региона заверил губернатор Владимир Якушев. "Сейчас мы сделали перерыв из-за зимнего периода – проводить продажу тюменской продукции на уличных рынках холодно, проводить ярмарки в закрытых помещениях не везде возможно. Но там, где такие условия созданы – все будет идти в системном формате. И наши аграрии приедут в северные города обязательно, и стоимость продукции не будет соотноситься с курсом доллара. Конечно, я не могу гарантировать, что зимой можно будет купить товары по летним ценам, но наценка будет удобоваримая. Мы постараемся сделать так, чтобы северянам было комфортно", — отметил он во время итоговой пресс-конференции.

При этом тюменская сторона заявляет, что готова принять в своих городах ярмарки ямальских и югорских товаропроизводителей, правда, пока таких предложений от соседей не поступало.

Цены

Рост цен неизбежен, в голос заявляют федеральные и местные ритейлеры. По словам Георгия Алманова, в начале 2015 года молочная продукция холдинга (Торговый дом "Абсолют" и "Фатум") может вырасти в цене на 10%. "По хлебу, думаю, будет подобная ситуация. Это связано и с экономической ситуацией, и с санкциями, и с подорожанием услуг", — говорит собеседник агентства.

Представитель "Ленты" заявляет, что сеть получает множество уведомлений поставщиков о повышении цен. "Понимаем и разделяем обеспокоенность поставщиков, обсуждаем возможности избежать повышения цен для покупателей", — отмечает Могилева. Так, компенсировать этот скачок помогают скидочные программы. Одна из них нацелена на социально менее защищенные группы граждан, которым предоставляется скидка до 13% на список из более 90 товаров повседневного спроса.

"Еще в сентябре мы запустили специальную линейку "ЭКОНОМ" в овощах и фруктах, ориентированную на группу покупателей, ищущих товары по низкой цене при приемлемом качестве товара. До конца года будет внедрена аналогичная линейка в категории молочных продуктов, параллельно ищем такие возможности в других категориях", — отметила Яна Могилева. Конкретные прогнозы того, до какого предела могут вырасти цены, эксперты давать не берутся. "Предсказать ситуацию, которая будет на рынке ритейла в регионе, достаточно сложно", — отмечает Вера Гайдукова.

Стоит добавить, что накануне Владимир Якушев подписал постановление об ограничении стоимости товаров первой необходимости. Согласно постановлению, максимальный размер торговых надбавок должен составлять не более 15% к отпускным и оптовым ценам от производителей и поставщиков продуктов питания на потребительский рынок Тюменской области. Под ограничения попали куриная тушка, подсолнечное масло, молоко, яйцо, гречневая крупа, хлеб и многие другие продукты. Контролировать выполнение постановления будет заместитель губернатора Тюменской области Олег Заруба.

Замещение продукции

Ритейлеры продолжают искать замену тем продуктам, которые пропали с полок после введения контрсанкций. Сделать это одномоментно не получится, заявляют они.

"Замещенный ассортимент не может быть на 100% аналогичен прежнему. – говорит Александр Комиссаров. — Ротации многих продуктов были проведены за счет российских производителей. Однако заменить европейские сыры с благородной плесенью аналогичными позициями непросто — спрос перераспределяется в сторону иных вкусов в рамках категории, в том числе сыров из России. А что касается овощей и фруктов, то "Мегамарт" по-прежнему будет предлагать максимально разнообразные фрукты в любой сезон, однако некоторые привычные для покупателей сорта, например, груш, могут на некоторое время смениться альтернативными вкусами из других стран".

В сложившихся условиях сетевики заявляют об усилении работы с локальными производителями. Так, доля таких поставщиков в продукции "Мегамарта" сегодня около 14%. "Мы заинтересованы в развитии такого партнерства", — говорит Комиссаров.

В "Ленте" добавляют, что "с удовольствием" принимают местных поставщиков "на полку", но при условии соответствия их товаров стандартам качества.

"Товары местного производителя выделены специальной зеленой вставкой и их без труда можно найти на полке. Тюменцы доверяют местным производителям зачастую больше, чем федеральным, зачем нам ограничивать их в доступе к привычным товарам? Оборот молочной продукции и колбасных изделий в наших магазинах в Тюмени более чем на 50% обеспечен локальными продуктами, хлеб и яйца – на 75%. И таких примеров довольно много. Сегодня в тюменских гипермаркетах представлено 22 лучших местных производителя, в том числе "Тюменский хлебокомбинат", "Ишимский мясокомбинат", "Тюменьмолок", "Тюменской бройлер"", — перечислила Могилева. По ее словам, чуть менее развито такое сотрудничество в Тобольске, где пока заключено лишь 4 контракта с локальными поставщиками, и в Сургуте – 5 контрактов. Но в компании обещают проработать вопрос по расширению списка.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments