В России все сильнее слышны разго­воры о «второй волне» кризиса. Однако такое сравнение нельзя назвать правильным. Речь идет скорее не о «волне», а о затянувшемся кризисном «шторме», который продолжается до сих пор и истощает возможности мировых экономических центров. Россия в этом контексте выглядит лучше многих развитых стран. Однако дальнейшая успешность отечественной экономики зависит не от внешних факторов, а прежде всего от решений, принимаемых руководством страны. Главный вопрос в том, успеет ли Россия провести изменения в экономике вовремя.

Вступив в активную фазу в 2008—2009 годах, явная «волна» кризиса улеглась, но море по-прежнему остается бурным. Три главных центра мировой экономики — США, ЕС и Китай — испытывают проблемы, которые будет сложно решить в скорейшей перспективе. И ожидать, что кто-то из них станет драйвером мировой экономики, вряд ли стоит.

В США возможно сокращение государственных расходов с начала следующего года. В Европе сохраняется проблема с неоптимально­стью монетарной зоны: экономики Севера и Юга разбалансированы, и создание единого валютного союза для них выглядит все менее логичным шагом. В результате европейского роста мы не увидим еще долго. Китай испытывает структурные трудности. В последние годы экономический рост страны был основан на высоком инвестиционном спросе, который в итоге превысил 50% от ВВП и стал неустойчиво высоким. Китай сейчас пытается ребалансировать свою экономику в сторону потребительского спроса, зарплаты стремительно растут, но одновременно они приводят к резкой потере конкурентоспособности экспортных предприятий. Это не позволяет сделать ребалансировку китайской экономики быстрой, и рост будет замедляться.

По сравнению с развитыми странами экономическая ситуация в России выглядит лучше. Прежде всего стоит обратить внимание на рынок труда. В Европе и США проблема безработицы очень серьезная (в Европе ситуация близка к катастрофе, уровень безработицы не менее 11%), особенно для людей в возрасте до 25 лет. В России безработица, которая носит структурный характер, сравнительно низкая — примерно 5,5%.

Однако на фоне многих развивающихся стран развитие россий­ской экономики нельзя назвать выдающимся. Россия уступает многим из них по темпам роста потенциального ВВП. Без структурных изменений, без повышения темпов производительности труда Россия будет отставать от стран — лидеров экономического роста.

Впрочем, есть положительные моменты. Реформы бюджетной и монетарной политики, которые произошли в России за последние несколько лет, делают экономику страны более устойчивой к кризисным событиям. Что касается монетарной политики — это переход к более плавающему валютному курсу, стабилизация и снижение волатильности процентных ставок. Фиксированный курс и излишняя волатильность процентной ставки и лежали в основе глубокого кризиса в России в 2008—2009 годах. Сейчас страна намного лучше подготовлена к внешним шокам.

Бюджетные правила в долгосрочной перспективе ограничивают рост расходов и делают дальнейшую бюджетную картину более сбалансированной. Кроме того, если раньше бюджетная политика России была процикличной — по мере роста экономики у нас ускорялся и рост расходов, — то теперь она постепенно становится контрцикличной. Так, если взглянуть на темпы роста расходов на следующий год, они составляет 9% против 15. Это позволяет сглаживать пики экономического цикла, будь то пики роста или падения.

Вместе с тем главные проблемы России заключаются в том, что, восстановившись в 2011 году, загрузка трудовых ресурсов и производственных мощностей в стране достигла того уровня, выше которого экономике пойти сложно. Добиться ускорения роста через простое увеличение спроса больше не получится. Объемы поставок нефти и газа на иностранные рынки отечественная промышленность наращивать не в состоянии. Поэтому, если в ближайшее время цены на энергоносители не вырастут, общий объем экспорта России будет стагнировать. А это означает, что страна не сможет позволить себе дальнейшего быстрого роста импорта товаров и услуг.

Нужно проводить новую политику, направленную на увеличение предложения товаров и услуг внутри России. Речь идет, с одной стороны, о повышении производительности труда, с другой — об инвестициях в новые производственные мощности.

Сегодня для того, чтобы развитие продолжилось, нужно предпринимать усилия гораздо более серьезные, чем раньше. С другой стороны, главный плюс для России заключается в том, что во многом ситуация с экономикой зависит от решений, которые принимают власти. При эффективных реформах страна может ускорить свое развитие исключительно за счет внутренних источников.

До того, как экономический рост России достигнет низшей точки, еще есть время. Хотя его и немного. По нашему прогнозу, низа экономика страны достигнет в 2013 году, рост ВВП при этом будет колебаться в районе 2% против текущих 3,5% YoY. После этого России придется искать принципиально новые идеи.

Понимание проблемы у президента и правительства России есть. Путин в своем майском указе поставил целью улучшение инвестиционного климата, повышение доли инвестиций до 27% ВВП от текущего 21% (эта цель была в очередной раз подтверждена на конференции «ВТБ Капитала» «Россия зовет»). Мы видим «дорожные карты» по улучшению инвестиционного климата в стране, которые направлены на достижение этих целей. Однако реализация этих планов — дело не одного года. И те меры, которые обсуждаются в текущем году, начнут реализовываться в лучшем случае в начале следующего. Эффект же от экономического роста можно будет ощутить не ранее 2014 года.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar