Гендиректора крупных международных компаний впервые с 2004 г. в рейтинге важнейших внешних факторов поставили технологии выше человеческого фактора, обнаружили специалисты IBM. Напрасно, считают эксперты.
Работа гендиректора с каждым годом становится сложнее — к такому выводу пришли исследователи IBM, опубликовавшие результаты очередного глобального опроса крупных международных компаний. Сложнее настолько, что почти половина респондентов — действующих гендиректоров — сомневаются в собственной способности справиться с ситуацией. А ведь всего два года назад гендиректоров волновали совсем другие вещи, в частности необходимость проведения изменений, да и сомневающихся было гораздо меньше.
IBM опрашивает лидеров мирового бизнеса с 2004 г. каждые два года. Результаты 2010 г. в чем-то удивили и представителей IBM. Даже главные выводы исследования неожиданны, говорит Кирилл Корнильев, гендиректор IBM в России и СНГ. Можно было предположить, что на довольно высоких местах в рейтинге требований гендиректоров к членам управленческой команды окажутся и способность выдвигать и отстаивать свою позицию (4-е) и мыслить категориями глобальной экономики (3-е), и даже высокая этика ведения бизнеса (2-е). Но того, что на первом месте окажется креативность, никто не ожидал, рассказал Корнильев. Под креативностью главы компаний понимают в том числе способность отказываться от устоявшихся представлений об отраслях, рынках, конкурентах, даже об основных источниках выручки. Гендиректора ожидают, что до четверти выручки в течение ближайших пяти лет их компании будут получать из совершенно новых источников.
Исследователи выделили из общего числа опрошенных компании, которые считают себя лучше подготовленными к работе в сложной обстановке. Их ожидания еще выше — 30% выручки из новых источников. За прошедшие пять лет источники доходов опрошенных изменились лишь на 15%, а самых передовых из них — лишь на 20%.
Если в 2004 г. 84% опрошенных считали рынок важнейшим внешним фактором, влияющим на работу компании, то теперь таких лишь 55%. Все понимают, что рынок может сдерживать развитие компании, но оправдать низкие темпы роста только рыночными факторами уже не получится, говорит Корнильев.
Или другой пример. У двух третей жителей земли уже есть мобильные телефоны. С технологической точки зрения мобильный телефон может легко заменить любое платежное средство. Значит, неизбежно объединение телекоммуникационной и банковской отраслей, говорит Корнильев, а компаниям — и устоявшимся игрокам, и новичкам — придется искать новое место на новом рынке.
Влияние технологий, по результатам опроса гендиректоров, возросло: этот фактор переместился с шестого места на второе, а вот роль умения работать с людьми снизилась со второго до четвертого. Корнильев объясняет этот результат влиянием кризиса. От тех, кто не был готов меняться, уже избавились: сейчас сопротивление менеджерского состава гораздо ниже, а значит, вопросы, связанные с управлением людьми, потеряли остроту.
Даже самые совершенные технологии не помогают руководителям лучше работать с людьми, говорит Клаудио Фернандес-Араос, партнер международной хедхантинговой компании Egon Zehnder и автор книги «Выбор сильнейших — как лидеру принимать главные решения о людях». Карьеры руководителей крупных компаний зависят от людей, которых они нанимают в свою команду.
Навыки принятия решений, связанных с людьми, находятся на весьма примитивном уровне даже у руководителей крупных компаний, огорчается Фернандес-Араос. Большинство назначений, по его словам, происходят на основе поверхностных соображений. Люди могут потратить месяцы на обсуждение инвестпроекта по строительству новой фабрики, а затем принять решение о директоре за пять минут. Вот вам и парадокс, заключает эксперт: во всем, что касается подчиненных, руководители часто принимают слабые, даже ошибочные решения, но при этом чувствуют себя вполне комфортно.