Оператор Tele2, традиционно считавшийся аутсайдером рынка сотовой связи Петербурга и Ленобласти, оказывается, уже несколько лет является его лидером. Столь сенсационные выводы содержатся в официальных документах ОАО "Теле2 — Санкт-Петербург". Операторы "большой тройки" отказываются признавать лидерство Tele2.
Оказывается, Tele2 уже несколько лет является лидером регионального рынка сотовой связи, занимая первое место по абонентам в Петербурге и Ленобласти. Такие данные содержатся в официальных годовых отчетах ОАО "Теле2 — Санкт-Петербург" за 2010 и 2011 годы. Уже в 2010 году компания Tele2 обогнала по доле рынка всех операторов "большой тройки" и занимала 29% рынка Северо-Запада. Через год доминирование Tele2 в регионе усилилось. В годовом отчете за 2011 год указано, что оператор занимает уже 30,8% рынка Петербурга и Ленобласти, находясь на первой позиции. При этом "Мегафон", по данным Tele2, — на второй позиции с долей рынка 26,6%, третье место за "Билайном" (22,1%), а ярко выраженным аутсайдером выступает ОАО "Мобильные телесистемы" (МТС), занимающее всего 20,5% рынка.
Эти данные, опубликованные Tele2 в официальном документе, которым является годовой отчет, подписанный президентом и генеральным директором "Tele2 Россия" Дмитрием Страшновым (в 2012 год он покинул компанию, в настоящее время генеральный директор ФГУП "Почта России"), полностью переворачивают всю картину рынка сотовой связи Северной столицы. Сотовые компании традиционно оперировали данными аналитического агентства ACM-Consulting, которое регулярно публиковало доли рынка в России и Петербурге в частности. Согласно ACM-Consulting, уверенное и традиционное лидерство в Петербурге было за "Мегафоном". По версии ACM-Consulting, оператор занимал 34% рынка в 2011 году, МТС — 28%, "Билайн" — 20%. Доля Tele2 была всего 17%, почти в два раза меньше, чем по данным самого оператора.
Любопытно, что в Tele2 настаивают на справедливости своих выводов и отнюдь не считают опубликованные в годовых отчетах данные ошибкой или опечаткой. "В годовом отчете ОАО "Теле2 — Санкт-Петербург" за 2011 год Tele2 приводила данные по долям рынка, полученные на основе собственного внутреннего исследования. Исследование проводилось методом личного интервью пользователей сотовой связи. Эта методика, как и подходы аналитических агентств, не идеальна, но она отвечает целям компании, поскольку, на наш взгляд, позволяет реально оценить свои позиции в регионе", — сообщили в пресс-службе Tele2. Серьезнейшие расхождения с традиционными оценками аналитических агентств в Tele2 разъяснили тем, что оператор учитывал в своих подсчетах только "живых" абонентов, в то время как все остальные приписывали себе так называемые "мертвые души" — абонентов, которые де-факто не пользуются услугами, но формально считаются активными согласно учетной политике. "В исследовании мы применяем трехмесячный принцип учета абонентов ко всем операторам, а агентства учитывают результаты МТС, пользующегося шестимесячным принципом учета", — говорят в Tele2.
Операторы "большой тройки" восприняли запрос "Ъ" с просьбой прояснить ситуацию как шутку. В "Билайне" и "Мегафоне" решили воздержаться от комментариев. Пресс-служба МТС, аутсайдера петербургского рынка по версии Tele2, сообщила, что представленные в отчете Tele2 данные по долям рынка не соответствуют как данным МТС, так и данным независимых аналитических агентств. "Так, согласно отчету AC&M, по состоянию на 31 декабря 2011 года доля МТС в совокупной абонентской базе операторов сотовой связи в Петербурге и Ленинградской области составила 28 процентов, значительно превысив доли компаний "Вымпелком" и Tele2", — сообщили в пресс-службе МТС.
Один из экспертов рынка на условиях анонимности сообщил "Ъ", что Tele2 вполне может быть реальным лидером рынка за счет своей маркетинговой политики дискаунтера. "Просто компания никогда не пыталась публично претендовать на роль лидера, опасаясь усиления конкуренции со стороны "большой тройки"", — пояснил собеседник "Ъ". Косвенно эту версию подтверждает и то, что в отчете за 2012 год Tele2 уже не планирует публиковать собственные оценки долей рынка, а будет придерживаться общепринятой статистики ACM-Consulting.
С другой стороны, количество абонентов является одним из критериев, по которым рассчитывается размер вознаграждения менеджмента Tele2. Так, например, по итогам 2011 года управленцы Tele2 получили ни много ни мало — 149,4 млн рублей. Не исключено, что лидерство в Петербурге и Ленобласти стало одним из факторов столь щедрого вознаграждения менеджменту.
Еще одной интригой "лидерства" Tele2 в одном из ключевых регионов России является методика, по которой оценивалась компания и число ее абонентов в процессе ее продажи группе ВТБ в конце марта этого года, — по внутренним данным оператора или по статистике аналитических агентств. Напомним, что в марте шведская Tele2 AB продала 100% акций оператора группе ВТБ за $2,4 млрд. В самом ВТБ отказались от комментариев. Однако источник, близкий к сделке, заверил, что при ее совершении банк опирался не на данные компании, а "на свои, которые были получены в результате собственной экспертизы".