Пессимисты были правы: продавцы бытовой техники потеряли почти треть выручки. Даже традиционный предновогодний потребительский бум не сможет развернуть негативный тренд.

Кризисные явления в полной мере отразились на торговле эластичными по спросу товарами длительного пользования. Торговля ими, как и ожидалось, продемонстрировала резкое торможение. Девальвация, снижение реальных доходов потребителей, а также ужесточение условий кредитования сыграли против продавцов бытовой техники. Сети «Мир» пришлось закрыть треть своих магазинов, уменьшив их число с 72 до 56. «Эльдорадо» также отказалось от 32 магазинов, не соответствовавших целевым показателям эффективности. Из «Большой четверки» только «М.Видео» остается нетто-открывателем магазинов: 14 новых против двух закрытых. 

Реальный оборот (в сопоставимых ценах и с учетом инфляции) розничной торговли непродовольственными товарами за 9 месяцев 2009 года, по данным Росстата, снизился на 7,3%. В денежном выражении она также показала отрицательную динамику – падение на 2% до 5,4 трлн рублей. От квартала к кварталу лучше не становится. Так, за июль–сентябрь снижение объемов составило 13%. «Итоги 11 месяцев оправдывают пессимистичные прогнозы о сжатии розничного рынка компьютерной техники и сложной электроники на 35-40%», – отмечает руководитель управления корпоративных финансов розничной сети Polaris Руслан Мараховский.

Без спроса… Ситуация скорее всего будет ухудшаться. До сих пор продажи держались благодаря тому, что потребители скупали технику по докризисным ценам, ожидая их роста в результате девальвации рубля. «Расчет на сезон традиционно высоких продаж в преддверии новогодних праздников может не оправдаться, потому что россияне уже потратились на покупку техники», – полагает аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова. И действительно, в I квартале 2009 года, времени нестабильности руб­ля, продажи LFL в сети «М.Видео» увеличились на 7,3%, а средний чек вырос на 20% за счет увеличения спроса на дорогостоящие товары.
«В самом начале кризиса ритейлеры столкнулись с проблемой забитых складов, – отмечает Дэйл Кларк, руководитель практики по оказанию услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PricewaterhouseCoopers. – Стратегии дисконтирования, применявшиеся в летний период, в целом решили проблему затоваривания. Они также смогли добиться более выгодных цен от производителей, так как глобальный рынок бытовой техники оставил их с избыточными запасами и неиспользуемыми производственными мощностями. Наконец, компании снизили операционные затраты. Все эти меры ограничили снижение прибылей для ритейлеров».
 
… и денег. «Снижение выручки на 35–40%, конечно же, оказало серьезное влияние на модель бизнеса компании, – отмечает Руслан Мараховский из Polaris. – Пришлось приостановить развитие, закрыть нерентабельные точки, оптимизировать издержки в ключевых для розницы статьях расходов – арендной плате за торговые площади и фонде оплаты труда. Из-за возникших трудностей с привлечением заемного финансирования и увеличением его стоимости с дистрибьюторами и производителями пришлось договариваться о более длинных отсрочках платежей».

«Белый ветер цифровой» также полностью заморозил программу по открытию магазинов в регионах, а важным моментом в преодолении финансовых трудностей стало изменение характера взаимодействия с поставщиками. «Первые 6–8 месяцев 2009 года кредитный рынок был фактически закрыт, – поясняет генеральный директор компании «Белый ветер цифровой» Илья Тимченко. – В такой ситуации мы были вынуждены бросать все усилия на сокращение существующей задолженности перед банками. Соотношение долг/EBITDA, которое компания могла себе позволить в 2008 году, стало невозможным в условиях сокращения продаж. Более активное использование факторинга в финансировании оборотного капитала помогло сохранить отсрочки между розницей и поставщиками. Начиная с сентября 2009 года видим некоторое оживление на рынке – крупные, а также банки второго и третьего эшелонов начинают чуть более активно кредитовать бизнес. Тем не менее высокие проценты по ставкам не позволяют рассматривать долговое финансирование как средство для долгосрочных и среднесрочных инвестиций».

Маленькая надежда. Спрос на услуги потребительского кредитования сильно упал. «По сравнению с пиковыми значениями объемы кредитования в наших сетях снизились в 2–2,5 раза», – отмечает руководитель отдела разработки программ лояльности сети «Мир» Юлия Пушкарева. За первые шесть месяцев 2009 года рынок потребительского кредитования сократился на 8% до 3,7 трлн рублей. «Сыграло два фактора, – отмечает директор банковской сети «Хоум Кредит» Юрий Андресов, – с одной стороны, ужесточение требований банков, предъявляемых к заемщикам, с другой – осторожность потребителей, которые старались меньше тратить и больше сберегать. Однако сегодня наметилась тенденция к оживлению на рынке кредитования, причину которого мы видим в сезонном увеличении спроса». 

«Некоторое оживление в этой сфере есть, если сравнивать с осенью прошлого года, – соглашается Юлия Пушкарева. – Тем не менее число заявок на получение потребительских кредитов остается низким. Хотя банки, которые давно работают на рынке потребкредитования, по уровню одобрения приблизились к докризисному. Но скоринг все равно остается жестким».
Участники розничного рынка отмечают, что есть ряд банков, которые в кризис поставили себе задачу «пробиться» на рынок потребкредитования. «Они готовы платить за вход в сети, скоринг у них менее жесткий из-за отсутствия опыта и технологий, – рассказывает Юлия Пушкарева. – В целом очень изменился портфель – акцент сместился в сторону средне- и высокодоходных товаров». За счет увеличения доли продаж в кредит ритейлеры надеются на увеличение среднего чека. 

К перспективам восстановления спроса эксперты относятся скептически. Некоторое оживление может оказаться сезонным, но население все еще не готово потреблять в прежних объемах. «Уровень безработицы остается высоким, и процесс стабилизации, возможно, продлится до середины 2010 года, – напоминает Дэйл Кларк. – До увеличения реальных располагаемых доходов и восстановления рынка труда маловероятно, что потребители будут тратить свои деньги на покупку товаров длительного пользования: они должны вновь обрести уверенность в завтрашнем дне, а на рынок кредитования – вернуться ликвидность».

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments