Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ заявила о пересмотре системы гарантий уплаты пошлин с товаров, которые ввозятся в страну автотранспортом в рамках конвенции TIR, а также о прекращении сотрудничества с уполномоченной по реализации данной схемы организацией — Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Пока стороны выясняют отношения в суде, рынок готовится к худшему: под Новый год на границах появятся огромные пробки из грузовиков, стоимость доставки вырастет, а заплатить за все придется рядовому потребителю.
Система TIR (Transports International Routiers, или в русском варианте МДП) работает на основе Таможенной конвенции ООН о международной перевозке грузов 1975 года. Книжки МДП гарантируют уплату таможенных платежей и позволяют перевозить грузы в опечатанных контейнерах, избегая проверок на границе. В случае если груз после пересечения границы исчез и не доехал до таможенного поста внутри страны, пошлина уплачивается из общего фонда. Книжки МПД по $100 (для одной партии товара) перевозчикам продает АСМАП — представитель Международного союза автомобильного транспорта в РФ — на основании соглашения с ФТС. Срок соглашения, заключенного в 2004 году и пролонгируемого ежегодно, истекает 1 декабря 2013 года.
Летом нынешнего года между ФТС и АСМАП разгорелся конфликт, о котором мы неоднократно писали (см. номера от 5 августа и от 17 сентября), поэтому пересказывать его подробно мы не будем. Вкратце напомним, что в июле ФТС выпустила письмо, в котором известила, что с 14 августа станет принимать МДП только при условии дополнительных национальных гарантий. Причиной такого решения послужила якобы имеющаяся у АСМАП задолженность по выплате пошлин в размере 20 млрд рублей. ФТС предложила новую схему обеспечения платежей, в которой национальные поручительства будут выдаваться рядом структур, в частности ФГУП "Ростэк". В АСМАП наличие долгов отрицают и указывают на то, что фактически речь идет об отказе применения МДП и, как следствие, о нарушении конвенции. Что в результате приведет к коллапсу на пограничных пунктах из-за увеличения сроков прохождения границы и повысит стоимость перевозки. В ФТС, комментируя свои действия, упирают на то, что государству требуется более надежный и прозрачный гарант уплаты пошлин, чем АСМАП, недовольством которым и мотивируются принятые решения. В АСМАП, в свою очередь, считают, что ФТС действует в интересах "Ростэка".
ФТС по итогам жарких дискуссий сначала перенесла дату начала работы по новой схеме на 14 сентября, а затем фактически отодвинула ее до декабря. В настоящее время стороны выясняют отношения в суде, но главный вопрос уже не в том, кто его выиграет (пока суд встает на сторону перевозчиков), а в том, что же делать после разрыва отношений между ФТС и АСМАП. Таможенники официально уведомили АСМАП, что продлевать соглашение с этой организацией после 1 декабря не собираются; таким образом, вместо ассоциации должен появиться новый гарант уплаты платежей в рамках схем, которые предусмотрены конвенцией от 1975 года. Дело осложняется тем, что декабрь — самый оживленный для международных автоперевозок месяц. На границах, в первую очередь с Финляндией и странами Балтии, и без проблем с МДП вырастают очереди, а в случае если существующий механизм гарантий не будет в очередной раз продлен и новый не будет отработан, то просто наступит паралич, уверены представители автоперевозчиков и логистических компаний.
Желание России в одностороннем порядке выйти из международной конвенции TIR выглядит очень странно, считают эксперты "ТБН Логистик", поскольку, как выяснилось, денежных оснований для этого у нас нет. По мнению сотрудников компании, от выхода из конвенции выиграют околотаможенные структуры, а так же появятся трудности у европейских перевозчикам. В "ТБН Логистик", что возможность таким образом власти надеются увеличить грузообороты морских портов, однако, надеются, что РФ не решатся сломать годами выстроенный порядок в сфере международных грузоперевозок.
Мы опросили нескольких участников рынка, чтобы узнать, что они планируют делать, если конфликт к наступлению зимы не будет исчерпан, и выяснил, что адекватных ситуации решений у логистов пока нет. Это значит, что грузовладельцам, розничным сетям, складам и остальным участникам процесса надо готовиться к худшему. Катаржина Кржиновек, менеджер международных перевозок FM Logistic, надеется на то, что механизм МДП останется, пусть и с небольшими изменениями, но и не исключает того, что ФТС откажется от этой схемы гарантий. "Если до декабря так ничего и не прояснится, то на границе возможен коллапс. Существующая система будет разрушена, а новую схему работы никто не знает. Вполне ожидаемо, что машины встанут на границе и потеряют время, так как коммерческие контракты будут пересматриваться",— говорит она.
Игорь Теренин, заместитель генерального директора по логистике компании МОЛКОМ, также обращая внимание на отсутствие со стороны ФТС проработанных механизмов выдачи и контроля гарантий, говорит, что частный бизнес серьезно пострадает. Перевозчики столкнутся с замедлением прохождения машин через границу, импортеры — с ростом расходов на логистику, а конечный потребитель — с увеличением цен.
"Для развития бизнеса необходимо, прежде всего, свободное и быстрое перемещение товара. Увеличение сроков и стоимости перевозок в первую очередь отразится на покупателях. По подсчетам АСМАП речь идет о порядке 12 млрд. рублей в течение ближайшего года. Есть вероятность, что следствием этого решения станет повышение потребления товаров российского производства и сокращение общего товарооборота с зарубежными странами". — Отмечает Максим Агаджанов Максим, генеральный директор "Газпромбанк Лизинг".
По мнению Леонида Шляпникова, генерального директора "Совтрансавтоэкспедиции", позиции российских перевозчиков, которые и так проигрывают конкуренцию коллегам из Восточной Европы, еще больше ухудшатся, ведь теперь другие страны в отношении наших компаний также смогут выдвигать дополнительные требования наподобие тех, которые предлагает ФТС. Но и без этого ситуация крайне непростая: на границах с Украиной и Литвой в нынешнем году из-за ужесточения контроля со стороны российских таможенников грузовики стояли в очередях несколько суток.
И хорошо, если убытки ограничатся только сверхурочными водителей и дополнительными тратами на бензин, а не обернутся торможением всей национальной товаропроводящей сети.