Как стало известно РБК daily, ЕЭК отправила на согласование в правительства трех стран проект поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза. Если национальные правительства примут предложенные изменения, список документов, которые можно потребовать у бизнеса, значительно сократится, а таможенники на местах должны будут в два раза быстрее регистрировать декларации.
Перед тем как написать новый вариант Таможенного кодекса Таможенного союза, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) решила ввести поправки в уже существующий документ. Пакет поправок (есть в распоряжении РБК daily) был подготовлен экспертными группами трех стран и накануне отправлен на согласование в национальные правительства. «Всего подготовлено около 700 поправок, около 400 уже согласовано с экспертами», — объясняет министр таможенного сотрудничества ЕЭК Владимир Гошин.
Большей частью документ представляет технические правки, которые возникли из-за поспешного принятия кодекса в 2010 году или связаны с сокращением отсылочных норм на национальное законодательство. Но есть и довольно существенные, которые, по словам г-на Гошина, должны «максимально упростить жизнь добросовестным участникам межэкономической деятельности».
Среди таковых — возможность исключить из перечня документов, которые требуются при таможенном декларировании, паспорта сделки. «То же самое касается иных документов, если они уже имеются у таможенных органов либо если есть возможность их получить в электронном виде в других госорганах, — лицензии, сертификаты и так далее», — объясняет г-н Гошин.
Сейчас паспорт сделки не предоставляется для товаров, если сумма контракта меньше 50 тыс. долл., поясняет директор НП «Гильдия ПРОВЭД» Руслан Кисс. «В нынешнем варианте ПС (паспорт сделки) пережиток прошлого», — считает он, а «процедура его открытия и предоставления — это исключительно административная нагрузка на предпринимателя».
Предлагаемые изменения также сокращают срок регистрации декларации с двух часов до одного часа и с одного до трех часов увеличивают время, за которое перевозчик должен подать документы, после того как он доставил товар. «К сожалению, на отдельных складах временного хранения на пунктах таможенного оформления до сих пор еще имеются очереди», — объясняет г-н Гошин. Один час, который дается перевозчику, он мог просто простоять в очереди и таким образом совершить формально нарушение. «Теперь перевозчик абсолютно спокойно имеет возможность без всякой спешки подготовить комплект документов и подать его в таможенные органы», — говорит он.
Время регистрации документа все равно остается неоправданным, критикует поправки г-н Кисс. «Бизнес, и не только российский, последние года два точно настаивает на введении автоматической регистрации декларации в срок не более трех-пяти минут, потому как срок регистрации более пяти минут коррупционен и неоправдан», — уверен он. После введения процедуры предварительного информирования за два часа до прибытия товара грузовладелец должен представить на таможню информацию, за это время данные должны быть проверены через систему управления рисками и принято решение о выпуске товара. «Как тогда вообще может быть регистрация декларации больше пяти минут?» — недоумевает он.
Поправки, которые предлагает ЕЭК, будут способствовать сокращению сроков прохождения таможни, говорит Дмитрий Чельцов из АЕБ. Одним из тех вопросов, которые было бы возможно обсудить в ближайшее время, он называет вопрос условий включения компаний в реестр таможенных представителей. «Норма жестко регулируется, и в результате из-за технических ошибок у довольно крупных и известных компаний был риск исключения из перечня», — считает он.