Как стало известно РБК daily, в ближайшие дни Высший арбитражный суд (ВАС) направит на новое рассмотрение дело о завышении таможенных ставок ввозимых в Россию товаров. Отныне, если таможенники предложили бизнесмену изменить номенклатурный код груза, ему станет проще вернуть переплату. Рассматриваемое ВАС дело связано с частным случаем, ввозом в Россию гидромассажных душевых кабин, за которые таможня «попросила» предпринимателя заплатить как за товар с более высокой таможенной ставкой. Но поскольку подобные требования приобрели массовый характер, это дело станет прецедентным, считают юристы.
Таможенные органы нередко рекомендуют компании при ввозе товара скорректировать его код в таможенной накладной. Застигнутые врасплох предприниматели идут на поводу у сотрудников Федеральной таможенной службы, поскольку дешевле и быстрее провести товар таким путем, нежели нести серьезные убытки, поскольку он будет заморожен на таможенном складе. В результате набравшей в последнее время популярность схемы у предпринимателей возникает переплата, которую они не могут возвратить из-за того, что не имеют на руках достаточных доказательств законности своих притязаний.
О том, что эта практика приобрела массовый характер, говорит председатель комитета по экономике московского отделения организации «ОПОРА России» Алексей Каневский. Он отметил РБК daily, что ситуация, когда таможня фактически вынудила предпринимателя изменить правильный код на неправильный, ему очень знакома. «Ситуация далеко не единична. Это тенденция, которую нужно в корне менять», — считает он.
Профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский поясняет, что российский бизнес очень часто страдает от произвола таможни. «Часто этот произвол связан с уловками по завышению таможенной стоимости», — говорит он. Еще одна уловка — «недоверие» к контракту, когда таможенники утверждают, что стоимость партии товара составляет не 20 тыс. долл., а, скажем, 35 тыс. долл., добавляет эксперт. «По идее предприниматель обращается в суд, но поскольку там могут замотать, они это делают нечасто. Таможня это прекрасно знает и пользуется этим», — сетует г-н Портанский.
Однако такой практике скоро может прийти конец. Об этом свидетельствует спор предпринимателя Тамары Яковлевой с таможней Башкирии, материалы которого ВАС намерен отправить на новое рассмотрение.
В 2008 году г-жа Яковлева ввезла в Россию гидромассажные душевые кабины. Таможенники попросили скорректировать классификационный код товара, с «гидромассажных ванн и душевых кабин» на «ванны, души, раковины для стока воды, раковины для умывания». В результате таможенная ставка ввозимого товара возросла с 10 до 20%. Из-за этого предприниматель вскоре обратилась в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей на сумму более 1,3 млн руб.
Однако таможенники отказались рассматривать заявление, указав, что необходимо иметь доказательство излишне уплаченных платежей. В ответ на это бизнесвумен обратилась в арбитраж с жалобой на ФТС, но суды всех трех нижестоящих инстанций отклонили ее требования.
Отправляя дело на новое рассмотрение, ВАС указал, что у бизнеса нет необходимости обжаловать действия ФТС отдельно от самого требования о возврате излишне уплаченных платежей, рассказал РБК daily судья ВАС Алексей Чистяков, докладывавший по этому делу. «Это постановление будет прецедентным. Если требование о возврате платежей подано, то суд должен его рассмотреть, а не ссылаться на то, что сначала надо отдельно обжаловать решение об изменении классификационного кода товарной номенклатуры. Мы договорились, что это будет касаться и других решений ФТС», — объясняет судья.
По словам г-на Чистякова, этот вопрос касается не только классификации товарной номенклатуры. Проблема относится и к вопросам таможенной стоимости или решения таможни о предоставлении преференций. Смысл постановления ВАС в том, чтобы не множить такие дела, пояснил арбитр. В пресс-службе ФТС не стали комментировать позицию ВАС.
Если плательщик обращается в ФТС с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, то таможенный орган обязан рассмотреть такое заявление в течение месяца и вернуть таможенные платежи или мотивированно отказать в их возврате, рассказывает партнер «Пепеляев Групп», генерал-майор таможни в отставке Галина Баландина. «Но на практике таможенные органы возвращают в таких ситуациях заявления без рассмотрения, мотивируя это тем, что нет документа, подтверждающего факт излишней уплаты», — сетует она, добавляя, что это является искусственным способом уклонения от возврата таможенной переплаты.
Спор показывает, что в рамках заявления о возмещении излишне уплаченных сумм таможенные органы также обязаны рассматривать вопрос о правильной классификации товара, замечает старший юрист международной юрфирмы CMS Russia Гайк Сафарян. «Таким образом, ВАС принял курс по материализации обязанностей и ответственности государства, в частности таможенных органов», — говорит он. По его словам, в этом контексте показательным является недавнее решение суда о возмещении убытков компании, возникших у нее в связи с незаконным решением таможенного органа.