В марте руководство «Ренова менеджмента» обратилось к сотрудникам с просьбой принять участие в конкурсе «Экономь!», попросив прислать предложения, касающиеся бережливого отношения ко всем ресурсам. Уже поступило 20 идей, внедрив которые компания сможет сократить затраты на $300 000 в год, рассказал Олег Алексеев, директор по управлению персоналом и корпоративным отношениям ГК «Ренова».

К примеру, сотрудник отдела технической поддержки предложил выключать офисные компьютеры на ночь и выходные. Это поможет сэкономить на электроэнергии более 13 000 руб. в месяц. Сейчас 40% человек, уходя домой, не выключают компьютеры.

Другая идея касается отказа от цветной печати при подготовке рабочих документов: ежегодная экономия на картриджах составит около $50 000. Этой суммы хватит на оплату более половины годового пакета медицинского страхования персонала, замечает Алексеев. Премий рационализаторам не предусмотрено, но сэкономленные деньги помогут сохранить финансирование некоторых значимых для сотрудников социальных программ, говорит он.

Такой подход стимулирует людей экономить: они видят, что нововведения помогают избежать увольнений и сокращения зарплат, считает Андрей Новицкий, менеджер отдела бизнес-консультирования КПМГ.

Выгодные инновации

Огромного эффекта добиваются и компании, которые в кризис продолжают внедрять инновации, нацеленные на снижение затрат. На петербургском заводе спецмашин «Балтиец» полтора года назад для сборки тракторов стали применять полимерные крепления вместо металлических (процесс сборки был более сложным, крепления со временем ржавели). Только за счет этого удалось сэкономить 2,3 млн руб., рассказал Станислав Метелев, гендиректор завода. Еще одна инновация — отказ от облицовочных металлических материалов на тракторах — позволила снизить траты на 3 млн руб. за счет снижения металлоемкости каждой машины на 3-5%, добавляет он. Новый способ установки стекол в трактор (их начали вклеивать, а раньше вставляли в резиновые крепежи) сэкономил еще 100 000 руб. в год.

Без посторонних

Отказ от покупки недешевых услуг — еще один резерв экономии, говорит Новицкий. Такой шаг стоит предпринимать только после детального их анализа, добавляет он. В мебельной компании «Кухнистрой», например, отказались от аутсорсинга услуг уборщиков. «За зиму мы сэкономили 300 000 руб. на уборке уличных территорий перед торговыми центрами, — уточняет Алексей Лимонов, директор по рекламе и PR. Вместо того чтобы заключать договор с уборочной фирмой на четыре зимне-осенних месяца, как делали обычно, мы после каждого снегопада нанимали уборщиков и платили им за этот день». Разница очевидна: снегопадов в этом сезоне было немного.

«Мы отказались от дилеров, дистрибуторов и стали продавать продукцию напрямую в сети. Теперь думаем, как продавать картофель, минуя магазины», — говорит Андрей Казючиц, гендиректор «Тульской нивы», производителя упакованного картофеля. Он не исключает, что компания может пойти по пути сетевого маркетинга, взяв на вооружение опыт лидера в этой сфере — компании Amway.

А один из клиентов КПМГ серьезно сократил затраты на техническое обслуживание и ремонт оборудования, перестав покупать их «на стороне» и обучив этим навыкам своих сотрудников, рассказал Новицкий.

До последней капли

«Иногда затраты удается сократить за счет на первый взгляд неожиданных решений, — добавляет Новицкий. — В одной производственной компании водители ездили на обед на грузовых машинах, на которых работали. Так было всегда, и ни у кого это вопросов не вызывало. Учитывая, что большинство автопарка составляли грузовики и трактора, стоимость таких обедов влетала предприятию в копеечку. После несложных расчетов руководство решило купить легковой автомобиль и возить на нем сотрудников обедать».

«Вместо цветных ценников в магазинах мы стали печатать черно-белые, — продолжает Лимонов. — В годовом выражении экономия на цветной краске для принтеров составит 100 000 руб».

Еще одна популярная мера — более тщательное планирование закупок и выстраивание отношений с партнерами, замечает Новицкий. В «Тульской ниве», например, применили тактику выжимания: «Ничего не покупали до последнего — ни удобрений для картофеля, ни дизельного топлива для сельскохозяйственных работ, — замечает Казючиц. — Ждали, когда цены грохнутся. Сейчас грохнулись, и мы начали покупать. А еще загнали в угол всех аутсорсеров по ценам: транспортников, программистов, поставщиков упаковки, материалов и проч. Кого по цене нельзя — тех по срокам (оплата в “следующем тысячелетии”). У западных компаний выпросили долгосрочные беспроцентные товарные кредиты».

Сеть магазинов одежды Finn Flare перевела продавцов на скользящий график работы. До 13 часов в будни покупателей немного, особенно в больших ТЦ, например в «Европейском». Поэтому сократили и количество продавцов, а во второй половине дня и по выходным работает усиленная смена продавцов-консультантов, рассказала Ксения Рясова, гендиректор Finn Flare. В результате сэкономили 20% зарплатного фонда.

«Кухнистрой» в январе отменил круглосуточную работу своего гипермаркета — он переведен на дневной режим. Только экономия на электроэнергии от этого нововведения — 240 000 руб. в год, не считая снизившихся затрат на персонал, — объясняет Лимонов. — Ночной трафик магазина уменьшился в конце прошлого года, поэтому упущенная выгода невелика«.

Парадоксы экономии 

Компании практически никогда не добиваются намеченных сумм снижения затрат – к такому выводу пришли исследователи КПМГ, опросив в декабре прошлого года менеджеров более 30 российских компаний из разных отраслей. 13% участников опроса сказали, что в результате тех или иных мер им удалось сэкономить 25–50% намеченной суммы, 38% ответили, что сэкономили 70%, и только у 19% респондентов экономия превысила 75% плана.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar