Гипермаркеты Auchan — по-русски "Ашан" — стали не только одной из крупнейших в мире торговых сетей, но еще и бизнесом, не подвластным кризису. И за успехом семьи Мюллье, которой принадлежит империя ритейла, стоит не одна фамильная тайна
Основатель французской торговой сети Auchan семидесятисемилетний Жерар Мюллье вновь возглавил список самых богатых предпринимателей Франции, сообщил на днях парижский деловой журнал Challenges. Эксперты оценили состояние ритейлера почти в 15 миллиардов евро. Как утверждает Challenges, месье Мюллье еще в прошлом году отодвинул в национальном рейтинге с его традиционного первого места самого Бернара Арно, хозяина холдинга LVMH, крупнейшего в мире производителя предметов роскоши. Весьма символичная метаморфоза на фоне кризиса: салонного законодателя мира люкса и от-кутюр уверенно сместил патрон общества массового потребления. По данным издания, доходы сети гипермаркетов выросли в 2008 году почти на 30 процентов.

Парадокс в том, что в новом мировом списке миллиардеров американского журнала Forbes, появившемся в середине марта, нет никакого упоминания о Жераре Мюллье. Шестидесятилетний Бернар Арно благополучно стоит на высоком пятнадцатом месте с его 16,5 миллиарда долларов официальных капиталов, а самого богатого человека Пятой республики среди мультимиллиардеров нет и в помине. Впрочем, оно и понятно. Дискретность во всем — вот главный принцип семейства Мюллье. Культ тайны, особенно когда это касается торговых оборотов, инвестиций и доходов, был, есть и остается характерной особенностью процветающей сети ритейла.

Вещь в себе

В начале апреля этого года Auchan планирует открыть в Санкт-Петербурге свой очередной торговый центр. Этот гипермаркет пополнит сеть, уже существующую в Северной столице: два гипермаркета и два супермаркета. Объем инвестиций, вкладываемых в проект, в компании не сообщают. Как обычно. Ведь Auchan это, образно говоря, вещь в себе. Такова фамильная концепция. Клановая традиция…

Если вас мучит бессонница, вы можете перед сном начать считать руководителей Группы Мюллье, которым принадлежит в том числе и Auchan: Жерар Мюллье, Луи Мюллье, Вианне Мюллье, Арно Мюллье, Патрик Мюллье, Жаннетт Мюллье… Я поступил так однажды и тут же уснул. Ибо имя им — поистине легион! Как утверждали коллеги из парижского Journal du Dimanche, в 2008 году насчитывалось "550 членов семьи, потомков четы Мюллье-Летьен, деда и бабушки Жерара Мюллье". И все они входят в руководство холдинга.

Начиналась же эта империя, не имеющая аналогов в мировой современной практике, в 1847 году. Именно тогда некто Леклерк-Мюллье, сын месье Леклерк-Дюпира, создает бумагопрядильную фабрику, из которой вырастет общество Leclercq-Dupire, специализирующееся на текстильном производстве. В дальнейшем оно станет ядром, вокруг которого образуется группа Phildar, до сих пор существующая как эффективная текстильная компания. В ней-то и начнет свои жизненные и производственные университеты Жерар Мюллье, нынешний патриарх Auchan.

Как и подавляющее большинство Мюллье, Жерар Поль Луи — таково его полное имя — родился в городе Рубе, на севере Франции. Этот край ныне заброшенных терриконов и вымерших стале­плавилен не зря называют Мюлльеландом. С этой Плоской страной, порой лежащей ниже уровня моря, связана вся история семьи Мюллье. К ее предприятиям оказалась причастна значительная часть населения единственного региона "нежной Франции", даже не имеющего собственного исторического имени. Просто Нор, что переводится как "север". Тут будущий олигарх окончил школу, учился в текстильном институте. Здесь Жерар Мюллье и начал работать на фамильном текстильном предприятии. Сперва — мастером цеха, потом — главным инженером, а в 1956 году был назначен родственниками директором по продажам Phildar.

Время было суетное, рисковое и захватывающее. На больших деньгах, поступивших в послевоенную Европу из-за океана по плану Маршалла, промышленный регион французского Севера и соседней Бельгии развивался ускоренными темпами. Выбитый войной местный трудовой люд пополнили завезенные в Плоскую страну работяги-итальянцы, и жизнь возобновилась с новой силой. Поднимался из забоев уголек, плавилась сталь, возрождались разбомбленные города. Росло население, поддержанное правительственными мерами по увеличению рождаемости. Жерар Мюллье одним из первых во Франции почувствовал, что кустарные лавки мясников и зеленщиков, ремесленные сыроварни и винокурни скоро будут не в состоянии удовлетворить запросы новых миллионов потребителей. Наследник текстильных баронов услышал о создаваемых американцами огромных торговых центрах и, не долго думая, полетел за океан заимствовать опыт. К тогдашнему гуру общества массового потребления Бернардо Трухильо.

Поучившись уму-разуму на его семинарах, Жерар Мюллье вернулся в родимые пенаты, чтобы заняться новым делом, которому суждено будет превратиться в главное занятие его жизни. В ангаре заброшенной текстильной фабрики он откроет в 1961 году свой первый большой магазин. Район пустырей, где вырастет супермаркет — слово-то какое невиданное, американское! — называется Hauts Champs, Высокие поля. Не мучаясь в раздумьях, месье Мюллье сперва окрестит свое детище Hauchan. Потом поделится идеей с родственниками — братья и дядья одобрят, но поправят: лучше пусть будет Auchan. "Хорошо, когда название предприятия начинается на первую букву алфавита, — решили Мюллье. — Именно с нее ведет покупатель свои поиски в телефонной книге". Отсюда и стала фирменным знаком прописная буква А, в которую еще вписали для вящей красоты задорную птичку. "Гринписа" и генетически модифицированных продуктов в ту пору не было, экологическими угрызениями совести никто в Европе еще не страдал, но птичка-невеличка дивным образом оказалась аккурат на своем месте. С тех неблизких лет она символизирует близость ашановского ритейла к матери-природе, свежесть продаваемых семейством Мюллье продуктов и их доступность.

Однако поначалу дело не пошло: народ не спешил к стеллажам "американского" магазина. Жерар Мюллье раздраженно листал свои конспекты, но никакой панацеи в наставлениях мистера Трухильо не находил. Как издавна было принято делать в Семье в критические моменты, собрали фамильный совет: "Как жить дальше?" И вдруг кто-то сказал, что под Парижем неплохо раскручивает свой бизнес парень по фамилии Леклер. Эдуар Леклер. Начав с торговли пирожками, он организовал торговый центр, куда поставляют свои изделия самые разные производители продуктов. Получается нечто вроде кооператива. И месье Жерар отправился знакомиться с бывшим бакалейщиком.

Эдуар Леклер оказался и в самом деле парнем открытым, тоже из провинциалов. Говорили долго. Но главное, что вынес для себя из этой беседы северянин: "Чтобы продавать много, надо продавать дешево". И еще один совет: "Начни со спиртного, это самый ходовой товар".

Так и поступили. Первым успехом Auchan стала массовая распродажа виски по сниженным ценам. В классической стране "амбр", шахтерского янтарного пива, и "женьевр", забористой местной можжевеловой водки, заморский виски быстро сделался чуть ли не национальным напитком. Алкогольный "локомотив" потянул за собой другие "вагоны". На стеллажах разместились консервы, пачки и пакеты, а в поддонах-холодильниках — мясо, рыба… Тут же, практически на глазах публики, пекутся хлеб, булочки, круассаны. Минимум складских помещений, и все свежее, от поставщиков, с которыми расплачиваются по реализации их продукции. Слова "дискаунт" во французском языке не было, но французы быстро усвоят его смысл: ­чтобы ­покупать дешево, надо покупать помногу. И у северян появилась привычка отовариваться по субботам в Auchan. Вскоре возник первый гипермаркет Мюллье — в городе Ронк. Почувствовав дыхание фортуны, экс-текстильщик задумал еще один проект в стиле дискаунт, но обнаружил нехватку денег. Брать банковский кредит, выходить на биржу?.. Нет, быть, как все, это слишком примитивно для Мюллье. Они — особая каста, они — Семья, которая сама решает свои проблемы.

Все — в Семью

Дело в том, что с 1955 года существовала Ассоциация семьи Мюллье, или коротко — Группа, созданная для того, чтобы без дрязг и препирательств унаследовать состояние Луи Мюллье, семейного патриарха, не разбивая его по кускам между одиннадцатью потомками. То есть была создана структура, на коллективной основе управляющая фамильными предприятиями и капиталами. К ней и обратился за поддержкой Жерар Мюллье. Родня, как обычно, собрала семейный совет и приняла решение порадеть родному человеку. Более того: идея перепрофилировать деятельность фамильного холдинга с текстиля на гипер- и супермаркеты так понравилась большинству Мюллье, что в дальнейшем именно ритейл стал главной скрипкой в деловом "оркестре" клана.
Специфика бизнеса Мюллье заключается в том, что ни один из членов огромного рода не имеет права создавать своего собственного, личного бизнеса. Компании, входящие в семейную галактику, принадлежат всем Мюллье сразу. А таких предприятий несчетное множество. Это и сеть спортивных магазинов Decathlon, и магазины одежды Kiabi, и товары для дома Saint Maclou, и супермаркеты бытовой техники Boulanger, и кафетерии Flunch, и компания выписки товаров по каталогам 3 Suisses, и автомобильное обслуживание Norauto, и итальянская торговая компания Rinascente, и центры "сделай сам" Leroy Merlin… Всего не перечислить! На основе пакта акционеров было решено организовать общими усилиями финансирование и Auchan. Без участия чужаков. Ведь продавать "не своим" акции компаний Семьи, принципиально отказывающейся котироваться на бирже, категорически запрещено. Если кто-то из Мюллье захочет избавиться от ценных бумаг, он должен обратиться с предложением купить их у него исключительно к членам Группы. Те собираются раз в год для определения стоимости акций и для их перераспределения внутри Семьи.

Специальный совет директоров из семи человек, избираемый сроком на четыре года, решает в случае необходимости, кто может выйти из ассоциации или присоединиться к ней. Надо предвидеть гипотетическое расширение числа акционеров. Скажем, если кто-то из Мюллье женится или выйдет замуж, рано или поздно встанет вопрос о присоединении к ассоциации нового члена клана. Только в компетенции главы ассоциации назначать в предприятиях Группы руководителей, которые тоже непременно обязаны быть ее членами… Важность проекта Auchan для Семьи доказывает хотя бы тот факт, что в нарушение правил Семьи именно ради Жерара Мюллье был повышен до 75 лет возрастной ценз для главы компании. Зато когда встал вопрос о смене главы ассоциации, во Франции восприняли как сенсацию, что месье Жерар ходатайствовал перед авторитетами клана не за сына Арно, а за племянника Тьерри Мюллье. Он на сей день главный в этом могучем племени.

Впрочем, группа Auchan, основным акционером которой и является ассоциация, куда более демократичная структура. В 1977 году месье Жерар, яростный католик, верящий в исконное равенство людей перед Богом, дал возможность сотрудникам компании Auchan France, которую сегодня возглавляет Вианне Мюллье, его двоюродный племянник, приобрести 13,5 процента акций фирмы. Сейчас это число выросло до 16,22 процента. Изначально каждая ценная бумага, распространяемая через — естественно — опять же семейные общества Valauchan и Valauchan International, стоила тогда в современном эквиваленте 1,88 евро, а — для сравнения — в апреле 2008 года она "весила" уже 322 евро. 52 тысячи сотрудников Auchan — почти 98 процентов персонала — стали в конце семидесятых годов акционерами компании. Характерная особенность: когда кто-то из них желал в дальнейшем продать свои акции, он мог сделать это только внутри группы…

Этот акционерный популизм вовсе не убедил левые силы Франции, пришедшие к власти в 1981 году после избрания президентом Франсуа Миттерана, в глубокой демократичности Семьи. Мюллье, как и другие супербогачи, были обложены налогом на крупные состояния и вынуждены были демонстративно перевести свою штаб-квартиру с севера Франции в соседнюю Бельгию. Впрочем, это все дела минувших дней. Ныне Семья пребывает в почете у правых властей Пятой республики. Жерар Мюллье даже удостоен ордена Почетного легиона.

Секрет фирмы

Жерар Мюллье с его 10 процентами акций продолжает оставаться вторым крупнейшим акционером группы, которая представлена в 14 странах и дает сегодня работу без малого трем сотням тысяч сотрудников. Почти 470 гипермаркетов, созданных не только с нуля, но и приобретенных в итоге многочисленных поглощений и альянсов, принадлежат Семье. Из них более 120 открыты только во Франции. Плюс еще более 2740 супермаркетов и более мелких магазинов в разных странах. В России, где группа присутствует с 2002 года, действуют 33 магазина под эгидой Auchan и еще 7 — под популярной маркой Atac, также принадлежащей Семье.
Французские "птички" проявили поистине феноменальную сопротивляемость кризису. Ведь семейный холдинг, организованный по принципу замкнутых ремесленных цехов Средневековья, оказался на практике куда более эффективным, чем самые современные экономические структуры Запада. В этом и кроется главная тайна клана Мюллье. Их бизнес, подпитываемый фамильным банком Accord, зацикленным только на родовом капитале, оказался устойчивым к нынешним экономическим передрягам, вообще внешним пертурбациям. Семья защищает всю систему Мюллье, как кокон. Отсюда и результат. Поэтому видится вполне естественным, что Группа не меняет своих планов открывать по 50 новых торговых центров ежегодно. Как сказал гуру ритейла в одном из своих редких интервью: "Деньги созданы не для того, чтобы потреблять, а для того, чтобы развивать предприятия". Остается добавить: предприятия Семьи.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar