Кризис уничтожил крупнейший в мире музыкальный магазин в Нью-Йорке — Virgin Megastore. Сегодня заканчиваются распродажи, а завтра, 1 апреля, он закроется. Флагман американской развлекательной индустрии Virgin Entertainment Group намерен закрыть еще пять своих магазинов в США. Такая же судьба ждет музыкальные сети по всему миру и причина тому не только кризис.
В культовом для американцев мегамаркете Virgin Megastore идут последние распродажи. Но даже скидки на диски в 60% не обеспечивают ажиотажного спроса. Это при том, что Virgin находится в сердце Манхэттена, где всегда многолюдно. И дело тут не в кризисе — торговая сеть, основанная знаменитым миллиардером сэром Ричардом Брэнсоном, не выдержала конкуренции с Интернетом.
Продажи упали с 230 млн долларов в пиковом 2002 году на треть к прошлому году, ну а кризис, что называется, добил лежачего. По этим же причинам сейчас закрываются музыкальные магазины в Европе, — считает генеральный директор Universal Music Russia Дмитрий Конов. «Интернет, который сокращает продажи физических носителей Великобритании, Франции, Германии и США, побеждает в силу простых причин: музыка — это в первую очередь товары, адресованные молодежной аудитории, а молодежь предпочитает слушать музыку в цифровых дивайсах. Все можно купить значительно дешевле — стоимость треков и альбомов в Интернете на легальных американских или английских сайтах в несколько раз меньше, чем в магазинах».
Продажи цифровой музыки растут во всем мире. По данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI), в 2008 году этот рынок достиг 3,7 млрд долларов, а объемы продаж выросли на 25% по сравнению с 2007 годом. В прошлом году на долю цифровой музыки пришлось 20% продаж всего музыкального рынка, в 2007-м этот показатель составлял 15%. В 2008 году 95% музыкальных композиций скачивалось из Интернета нелегально, говорится в отчете IFPI, при этом пользователи нелегально скачали порядка 40 млрд композиций, легально — 1,4 млрд.
Мировое падение спроса на CD и DVD под натиском Интернета еще пару лет назад вынудило компанию Virgin Entertainment Group спасаться торговлей сувениров и одежды с фирменным логотипом. Какое-то время это действовало благодаря экстравагантности сэра Брэнсона, праотца космического туризма и основателя бренда. Но в итоге компания заявила, что закроет еще пять магазинов: в нижнем Манхэттене, в Сан-Франциско, Денвере, Орландо и Голливуде.
В России аналогичная ситуация не заставит долго ждать, — уверена аналитик «ИКС-Консалтинг» Елена Крылова: «У нас в стране сложилась такая уникальная ситуация, что практически весь музыкальный контент доступен бесплатно. Это, конечно, наносит большой удар по продажам в оффлайне и в интернет-магазинах. Мы прогнозируем продолжение снижения продаж музыки в оффлайновых магазинах. В связи с этим возможно закрытие каких-то розничных сетей. Это связано не только с кризисом, но и с тем, что все больше люди пользуются Интернетом, то есть все большему числу людей доступна бесплатная музыка».
По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, объем интернет-торговли цифровым контентом в целом в России по итогам 2007 года составил около 0,81 млрд долларов, из которых на долю музыки пришлось около 15% продаж. «По нашим предварительным оценкам, по итогам 2008 года темпы роста данного сегмента рынка составили около 80-100%, а объем рынка достигли 1,45–1,6 млрд долларов, — говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По его предварительным прогнозам, в 2009 году рост продаж цифрового контента составит около 30–50%. На фоне снижения платежеспособного спроса в 2009 году продажи музыки в обычных магазинах сократятся на 10–20%, — считает эксперт.
Трудные времена настали в России не только для обычных музыкальных магазинов, но и для сайтов, легально торгующих музыкой. По словам экспертов, с приходом кризиса и без того небольшой спрос (около 6% от всего оборота скачиваемой в рунете музыки) на легальный музыкальный контент резко упал. Люди экономят на покупке музыки, когда есть масса возможностей скачать ее бесплатно, пусть и с потерей качества.