В течение последних восьми месяцев процент россиян, признающихся в сокращении личных расходов, постоянно увеличивался. В августе 2008 г. было 40% экономящих, а в марте 2009 г. — уже 63%, показывают данные исследовательской компании Synovate. Так, по сравнению с февралем в марте стало на 4% больше людей, ищущих лучшую цену перед покупкой, — теперь это делают 46% россиян. А доля потребителей, часто совершающих импульсные покупки, в марте составила всего 3%, тогда как в августе 2008 г. таких людей было 12%. «Россияне свыклись с мыслью о кризисе и стали жить в режиме экономии», — объясняет Мария Вакатова, директор по маркетингу Synovate Russia. В целом потребление категорий повседневных товаров в последние месяцы стабильно, с ноября прошлого года устойчиво снижается лишь потребление алкогольных и прохладительных напитков, кормов для животных и бутилированной воды, но не драматичными темпами, добавляет она. А вот доля тех, кто часто покупает предметы роскоши, сократилась радикально: с 10% в августе 2008 г. до 1% в марте 2009 г. Крупные продавцы одежды и аксессуаров класса премиум готовились в этом году в среднем к 30%-ному падению спроса, снижая объем закупок новых коллекций.

Экономя, жители российских мегаполисов пытаются сохранить образ жизни: 15% респондентов ищут места, где привычные услуги стоят дешевле, а 13% потребляют их реже или в меньшем объеме, выяснила компания Profi Online Research, изучив поведение потребителей в период кризиса. Меньше стали посещать прежде всего кинотеатры (об этом заявили 47% респондентов), кафе, рестораны (44%), ночные клубы, салоны красоты и парикмахерские (по 28%), реже путешествовать и меньше пользоваться сотовой связью — по 23% респондентов. Кроме того, 33% опрошенных стали наводить красоту в салонах подешевле. Почти 40% респондентов признались, что нашли или ищут интернет-провайдеров с более низкими тарифами, 34% — ремонтников, а 33% — частные клиники или страховые компании. Но если говорить об объеме затрат, то меньше всего респонденты готовы сокращать расходы на сотовую связь, интернет, негосударственную медицину, а посильнее постараются урезать траты на услуги по уборке помещений, организацию праздников, консультационные услуги и услуги турагентств, а также посещения кафе и фитнес-центров.

«Мы не замечаем, чтобы люди стали экономить на фитнесе», — возражает Марина Васильцова, вице-президент по маркетингу сети World Class. По ее словам, средняя частота посещений центров выросла с ноября 2008 г. на 30% до 2,4 раза в неделю. «Но клиенты стали экономить на дополнительных услугах — спа-процедурах, кафе», — признает она. А Михаил Лапшин, директор по продажам туристической компании «Натали турс», считает результаты исследования справедливыми. Клиенты стали искать более дешевые варианты отдыха и за 2009 год туристическая отрасль может потерять 25-30% выручки, говорит он. Оборот ресторанов в столице, по данным московских властей, за время кризиса снизился на 30%, а более демократичных заведений — на 10-20%. Еще в IV квартале 2008 г. средние траты абонентов на сотовую связь сократились по сравнению с предыдущим кварталом на 7% до 423 руб. в месяц, подсчитал «Комкон».

Люкс теряет клиентов 

Число российских миллиардеров сократилось со 110 в мае 2008 г. до 32 (включая Бориса Березовского и Михаила Гуцериева) в феврале 2009 г., подсчитал Forbes. Их общее состояние снизилось с $471,4 млрд до $102,1 млрд.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar