The Village беседует с создателями успешных стартапов в Москве и Петербурге. В новом выпуске о том, как запускать и продвигать свой бизнес, рассказывают Ольга и Людмила Опенок, владельцы магазина «Городской букет».
«Городской букет» открыли мама и дочка, так что это не просто магазин цветов, а именно семейная лавка, что для Москвы исключительная редкость. Людмила Опенок — профессиональный флорист, начинала с палаток, сперва чужих, а затем и своих. Первый магазин открыли на улице 1905 года, но всегда мечтали работать в центре. Так прошлым летом и появилась лавка на Покровке.
«Я работала флористом и до „Городского букета“, обычным продавцом в обычной московской палатке. И однажды один из владельцев сказал мне: „Вот когда будешь хозяйкой своего магазина, будешь делать как тебе вздумается, а пока делай как здесь заведено!“ Вскоре мы открыли свой магазин», — ЛЮДМИЛА ОПЕНОК, совладелица магазина.
О ПРОЕКТЕ
«ГОРОДСКОЙ БУКЕТ»
Сфера деятельности: флористика
Бюджет на запуск: 300 тысяч рублей
Время подготовки: 2 месяца
Дата открытия: лето 2011 года
Команда: 5 человек
Адрес: Покровка, 34
Сайт: Openok-24.ru
МЕСТО
Ольга Опенок: Это место на пересечении Покровки и Лялина переулка мы нашли сами, без помощи риелторов. До этого работали на «Савеловской» в крошечной железной палаточке, потом на «Полежаевской» и еще на улице 1905 года — уже как настоящий магазин. И наконец переехали на Покровку. Место нашли через интернет, познакомились с владельцами, во многом сошлись взглядами и теперь снимаем помещение по невысокой рыночной цене. У нас заведено, что деньги, которые нам переводит один из автосалонов «Мерседес» — а у нас договор на еженедельную поставку цветов на ресепшен и выдачу автомобилей, — как раз идут на оплату аренды.
Само помещение очень маленькое — две небольшие комнаты, которые мы хорошо обустроили, сделали красивую витрину, вывеску, крыльцо. Дима своими руками собирал рабочий верстак, скамейки с полками, стилизованную антресоль. Я вырезала вывеску в Лялином переулке, дни напролет стояла на стремянке и штукатурила стену (наверное, это и стало нашей первой рекламой: ну что может делать прелестная девушка на стремянке со шпателем в руках?). Нас трудно заметить с Покровки, но мы не переживаем. Здесь срабатывает другой принцип: если человек, заинтригованный живописной витриной, один раз потрудился и нашел вход в магазин, то уже не забудет его!
КОНЦЕПЦИЯ
Ольга: Я по образованию театральный художник, а мама — профессиональный флорист. Она и предложила название «Городской букет». Открывая магазин, мы первым делом договорились избегать громких пафосных названий типа «салон», «студия» или «бутик цветов». При этом, оставаясь магазином-мастерской, мы предлагаем как недорогие букеты для самого обычного покупателя, так и сложные композиции для знатоков дорогой флористики. По опыту могу сказать, что чаще всего человек, дарящий цветы, заранее знает, чего он хочет. Это выражается даже не в точном понимании состава букета, а скорее в том впечатлении, которое он хочет произвести. И флорист предстает в первую очередь внимательным слушателем, который не должен пропустить ни одну деталь, словно доктор, собирающий подробную информацию о пациенте.
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
Людмила Опенок: Мы зарегистрированы как ИП, причем регистрацию проходили сами, без взяток и фирм-посредников. И могу сказать, что это миф, будто в Москве зарегистрироваться в качестве юридического лица самостоятельно очень сложно. Сложно, но возможно. Бухгалтер у нас приглашенный, и, работая официально, мы стараемся следить и за выручкой, и за расходами. Хотя это довольно сложно: цветочный бизнес, во-первых, сезонный, во-вторых, очень спонтанный. Бывает, за день один человек зайдет, а случается, что целый день хорошая торговля. А вот расходы постоянные — сами цветы и декоративная зелень, упаковочный материал, атласные ленты. Ремонт и обустройство помещений продолжается по сей день. Плюс дополнительное обучение сотрудников, курсы, мастер-классы. Собственно, вся прибыль прямиком уходит в дело. Наценка же на цветы — в среднем 130 %, сюда входит стоимость хранения, доставка, наш труд, аренда и еще масса мелочей.
ПОСТАВЩИКИ И КЛИЕНТЫ
Людмила: Мы покупаем цветы в основном у крупных фирм, которые делают поставки из Нидерландов, Кении, Эквадора. Хотя, думаю, многие крупные поставщики нас как маленький магазинчик недолюбливают: мы делаем частые и маленькие закупки, лично отбирая только лучшее. Всех поставщиков искали сами, через интернет в основном. В общении с ними важно заслужить доверие. Нам, например, часто делают приятные скидки и откладывают лучшие цветы из партии. Это дорогого стоит.
Если говорить о клиентах, то у нас около 50–70 постоянных, которых мы знаем по именам, любим и всегда с радостью встречаем. Со временем узнаешь о пристрастиях каждого и уже рекомендуешь клиенту его любимые цветы. Наши первые и самые верные клиенты с удовольствием рассказывают о нас друзьям, знакомым и так далее. Многие невесты рекомендуют нас как свадебных флористов подругам.
ЧЕСТНОСТЬ
Ольга: У нас с мамой частые споры о возможности и невозможности предлагать нашим клиентам некоторые услуги, например «сердца из цветов». Что это такое? Очень трогательная и романтическая композиция, подарить которую означает признаться в любви. Вот только сама традиция собирать сердца из цветов пришла с Запада, где имеет довольно печальный смысл — эти сердца преподносят на прощание с близким и любимым человеком, то есть на самом деле это поминальные сердца. Поэтому я решила убрать с сайта эти композиции.
Мы также не можем написать, что у нас, скажем, круглосуточная доставка. Мы небольшая семейная лавка и знаем, что наши курьеры ночью спят, потому и доставка осуществляется только в приемлемое время: с раннего утра, часов семи-восьми, и до позднего вечера. Еще мы никогда не будем врать, что осуществим доставку букета за час, как делают некоторые. Ведь букет нужно сначала собрать — это от 20 до 40 минут, а если нет в наличии требуемых цветов, то и съездить за ними на склад, а еще отправить курьера на автомобиле или пешком. Получается доставка от трех-четырех часов — это реальное время для выполнения заказа, и мы заранее об этом предупреждаем.
ЦВЕТЫ
Ольга: Недавно я была свидетелем такой сцены: молодая красивая пара ехала вместе со мной в вагоне метро. Девушка полностью соответствовала своему романтическому образу: изящные туфельки, аккуратное пальто, шелковый шарф. Но в руках у нее шуршал обмоток целлофана, а в нем — раскрашенные цветы и лента пластиковая, завитая кудряшкой… Катастрофа. То, что держала девушка в руках, флористы называют, простите, «вертолет». Я очень расстроилась и за девушку, и за молодого человека, и, наверное, за всех, кто этим вечером не сможет оценить красоту этой пары. Ведь букет, и в прошлом, и в настоящем, — безусловный носитель информации, цветами можно рассказывать целые истории. У нас есть мужчина, который не первый год отправляет цветы для любимой женщины. Букеты всегда разные, и по их изменениям можно прочесть эту историю любви: как от первого робкого признания с корзиночкой голландских ландышей мы шли через нежные букеты с белыми тюльпанами к настоящей страсти, выраженной в пионах цвета бордо.
СОВЕТЫ
Не берите кредит на бизнес, если вы не готовы потом продать машину или квартиру для уплаты долга. Мы от этого удержались и сделали всё сами на скопленные деньги. Один только раз взяли небольшой кредит, около 150 тысяч, когда переезжали с улицы 1905 года на Покровку.
Держитесь подальше от инвесторов. Не обменивайте свою свободу на легкое решение финансовых проблем.
Попробуйте обойтись без бизнес-планов. Кажется, их придумали как раз те самые инвесторы.
Начинайте сами, не ищите единомышленников. Чаще всего это заканчивается дележом долей, продажей части бизнеса на сторону или просто ссорой. Главное — начните, а хорошие и полезные люди подтянутся на удивление быстро.
Никогда и ничего не меняйте в своих планах ради лишних денег. И вообще, чем меньше думаешь о прибыли, тем больше хорошего можно сделать.
Не давайте взяток и не перепоручайте общение с чиновниками другим людям.