Развитие отечественного рынка экспресс-логистики тормозят "дежурные" проблемы России — таможня и дороги. Причем сложности испытывают как местные, так и зарубежные игроки. Все они преуспели в B2B-сегменте и теперь готовы начать борьбу за частную клиентуру.

Кризис оказал заметное негативное влияние на сегмент экспресс-доставки: в 2009 году объем рынка снизился на 10-15%. Правда, уже в 2010-м на фоне общего улучшения макроэкономической конъюнктуры и роста деловой активности ситуация стабилизировалась. По разным оценкам, объем рынка вернулся к докризисным показателям и даже превысил их. Но, несмотря на перспективы роста, сегмент по-прежнему очень узок. По словам директора по маркетингу DHL Express в России Елены Емельяновой, в общем объеме транспортно-логистических услуг доля сегмента экспресс-доставки в среднем составляет около 2%. Для сравнения: в Европе на долю срочных перевозок приходится не менее 4% транспортно-логистического рынка. "Весь импорт экспресс-грузов в день составляет на всех игроков всего несколько тонн",— говорит генеральный директор DPD в России Николай Воинов.

Кризис в большей степени затронул зарубежные направления доставки, тогда как внутрироссийский рынок экспресс-доставки продолжал более или менее стабильно развиваться. По данным компании "СПСР-Экспресс", в настоящее время доля отправлений за границу составляет 30%, в то время как внутрироссийские перевозки занимают 70% рынка.

Проблемы, мешающие развитию отрасли, не меняются на протяжении многих лет. Для международных услуг это таможенные и административные барьеры. По признанию игроков рынка, у нас это пространство чрезмерно регулируется. Комфортные правила таможенного оформления, например, четко прописаны в ВТО, но Россия пока туда не вошла. Развитию внутреннего рынка мешает отсталая транспортная инфраструктура. Прежде всего ужасающее качество дорог и уровень криминала. Перевозка по воздуху также затруднена. "Авиакомпании больше ориентируются на перевозку людей, поэтому даже если компания выкупила квоту и привезла груз в заранее оговоренные с наземной службой аэропорта сроки, никакой гарантии, что все это улетит, нет. Пока работа компаний рынка экспресс-доставки больше похожа на ежедневный форс-мажор, чем на планомерное развитие бизнеса",— резюмирует господин Воинов.

К числу крупнейших зарубежных операторов рынка можно отнести такие компании, как DHL, FedEx, TNT, UPS, DPD, а также отечественные "СПСР-Экспресс", "EMS Почта России", Pony Express, "Гарантпост" и ряд других. По данным экспертов, в целом на долю десяти крупнейших игроков, по разным подсчетам, приходится около 70-80% рынка. Остальную его часть делит между собой большое количество мелких по масштабам бизнеса компаний. Оценить, кто является лидером рынка — отечественные или зарубежные компании, довольно сложно. Западные компании занимают наиболее сильные позиции в сегменте международных перевозок, а значительная доля рынка внутренних приходится на российских игроков. То есть отправления по России охотнее доверяют российским компаниям, а доля отправлений за границу выше у международных игроков. По словам Сергея Лапина, первого заместителя генерального директора компании "СПСР-Экспресс", это связано со знанием российскими компаниями специфики местного рынка, с большей приспособленностью инфраструктуры российских компаний к российским реалиям. И это не уникальная ситуация. ""Интеграторы" в основном сильны на своих "родных" рынках, то есть DHL — в Германии, а TNT, скажем, в Голландии, плюс на нескольких выбранных наиболее интересных местных рынках, таких как Китай, Бразилия или Индия. В других странах сильные местные игроки занимают большую часть рынка. Так же происходит и в России. Пожалуй, на сегодняшний день из международных компаний только DPD и DHL занимают существенные доли российского рынка. Все остальные сосредоточены на обслуживании сетевых импортных потоков и международных корпоративных контрактов, не очень вкладываясь в местную инфраструктуру,— говорит господин Воинов.— Если оценивать доли рынка, то в сегменте междугородней экспресс-доставки наибольшую долю занимают известные российские операторы — в совокупности приблизительно 50%, наша доля — около 20%, а известная четверка международных операторов имеет около 30%. На рынке международной доставки картина обратно противоположная". "Хотя в секторе курьерских услуг и экспресс-логистики ведущую роль играют международные интеграторы грузов, специализирующиеся в том числе и на экспресс-логистике, такие как DHL и UPS, не стоит недооценивать и российских участников рынка,— отмечает исполнительный вице-президент по продажам, член совета директоров авиакомпании "ЭйрБриджКарго" Вольфганг Майер.— С одной стороны, преимущество международных компаний — в синергии их международного опыта и отечественных ноу-хау — идеальное сочетание. Они адаптируют свои основополагающие процессы к специфическим условиям российского рынка и разворачивают кампании по сбыту в масштабах всей страны, предлагая различные уровни сервиса при гарантированных сроках выполнения заказа, и в других частях света, но с большим успехом. У них сильнейший брендинг в транспортной отрасли. С другой стороны, растет количество поставщиков услуг, концентрирующих свои усилия на специфических потребностях российского рынка и на отдельных регионах России. Это дает им естественное преимущество по сравнению с иностранцами, которые смотрят на вещи с точки зрения глобальной перспективы. Ведущие интеграторы мыслят глобально, а действуют локально, в то время как некоторые российские поставщики услуг мыслят и действуют локально. С учетом всей специфики российского рынка экспресс-логистики оба типа ведения бизнеса имеют шансы на успех. И что характерно, российские компании постепенно дорастают до уровня и позиций на рынке своих международных конкурентов".

Дело в том, что для обеспечения качественной доставки по России нужна разветвленная филиальная сеть и налаженная инфраструктура по всей стране, а не только в крупных городах. Подобная инфраструктура есть далеко не у всех интеграторов. Отечественные игроки из-за отсутствия международных сетей и трудностей с таможней с самого начала были как раз нацелены на развитие местной инфраструктуры и сети филиалов, поэтому осуществляют большую часть экспресс-перевозок по России по сравнению с иностранными компаниями. Но из-за небольших объемов российские логисты не могут заработать сотни миллионов долларов, которые необходимы для построения международных сетей. Стоит также отметить, что в недалеком прошлом западные компании при выходе на российский рынок обращались к третьей стороне для осуществления перевозок по России. "Это происходит и сейчас, но некоторые компании уже выражают намерение зайти самостоятельно, используя свой бренд и планируя серьезные инвестиции. Ценовая политика в этом случае тоже, скорее всего, будет премиальная, но вполне возможно, что поддержка международного бренда позволит заход и по более низкой цене, но в любом случае вряд ли ниже, чем у российских компаний",— говорит господин Лапин. То есть основная конкуренция ожидается в плане ценовой политики, так как клиенты по-прежнему чувствительны к стоимости доставки. Хотя ряд экспертов заявляют, что в среднем цена интеграторов выше отечественных операторов, различия в ценовой политике зависят от значительного количества факторов, но в целом какого-либо существенного дисбаланса между нашими и зарубежными логистами не наблюдается.

Одним из немаловажных факторов роста рынка экспресс-доставки в 2010-2011 годах стало восстановление основных сегментов розничной торговли, среди которых бытовая и компьютерная техника, автозапчасти, телекоммуникации и связь, медоборудование, рекламная продукция, строительные материалы, одежда и обувь. Эти группы товаров и составляют существенную долю в общем объеме экспресс-отправлений. По словам Николая Воинова, с прошлого года и в начале текущего наблюдается повышенный спрос на услуги экспресс-доставки как следствие продолжающегося бурного развития рунета в сочетании с высокой динамикой развития дистанционной торговли. Экспресс-операторы, равно как и грузоперевозчики, активно предлагают свои услуги интернет-магазинам. По словам Сергея Лапина, например, наблюдается существенный рост спроса на услуги срочной доставки и доставки к определенному времени. "Мы это заметили и на своем примере: в прошлом году летом мы вывели на рынок новую услугу — "Супер-экспресс", или доставка на следующий рабочий день до 18.00 или до 13.00. Услуга премиальная, но уже к концу года она заняла порядка 2% оборота СПСР",— рассказывает господин Лапин. Доставка в крупных городах, особенно в столице,— это уже достаточно большой и высококонкурентный рынок, доставка в регионы пока только развивается.

В скором времени отечественным и зарубежным логистам предстоит сразиться за огромный пласт частных клиентов. На сегодняшний день наибольшая доля приходится на корпоративный (B2B) сегмент — около 70%. В основном это деловой документооборот. По прогнозам экспертов, рынок будет развиваться в направлении увеличения доли сегмента B2C. "Очевидная тенденция, которая постепенно охватывает даже самые отдаленные уголки мира,— рост дистанционной торговли. Доставка — важное звено в цепочке заказа и получения товаров из интернет-магазинов, и способность операторов вовремя предложить простые и удобные покупателям решения уже сегодня отражается на расстановке сил на рынке",— подтверждает госпожа Емельянова.

Несмотря на преимущества международных экспресс-перевозчиков (разветвленная мировая сеть, глобальная инфраструктура), они по-прежнему больше ориентированы на экспорт. "Интеграторам" передавать свои объемы тем, кто уже выстроил сети доставки по стране, проще, чем вкладывать большие деньги в развитие этой инфраструктуры. На сегодняшний день нет никаких предпосылок к тому, чтобы российские компании начали строить глобальные сети доставки: слишком дорого и не нужно, проще договориться с кем-то, кто уже такую сеть имеет. Другое дело — локальные сети между странами-соседями. "Так, с введением Таможенного союза исчезла таможня на границе между Россией, Казахстаном и Беларусью. Мы, имея к тому времени полноценную инфраструктуру в этих странах, тут же соединили их сетью маршрутов между собой. Эффект колоссальный! Объемы растут как на дрожжах, и это отличный пример того, как могут развиваться рынки, когда падают административные и таможенные барьеры,— рассказывает господин Воинов.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments