В воскресенье вечером платежные системы "Рапида" и "Киберплат" приостановили прием платежей в магазинах "Связного" в пользу "МегаФона". Работу прямого платежного шлюза "МегаФон" приостановил еще в четверг. Как говорит гендиректор "Связного" Майкл Тач, именно в четверг все требования "МегаФона" о предоставлении финансовых гарантий были исполнены, никаких причин не принимать платежи нет. Он списывает все на человеческий фактор.
"Первое письмо от оператора, в котором содержалось требование о предоставлении дополнительной финансовой гарантии со ссылкой на изменения ситуации на рынке и намерение снизить свои экономические риски, "Связной" получил 18 июля, — рассказывает г-н Тач. — Никаких объяснений того, что изменилось на рынке, в письме не содержалось, равно как не было пояснений, о каких рисках идет речь. В первом полугодии 2013 года объем платежей, который пришел через нас "МегаФону", составил 5 млрд руб. — эта сумма была перечислена без задержек. И самое главное, что в письме ничего не говорилось о последствиях неисполнения требования".
Размеры потребованной финансовой гарантии г-н Тач не называет, но, по информации РБК daily, речь идет о 400 млн руб. Деньги не были перечислены ритейлером сразу же, так как это условие не было ранее указано в основном договоре, поэтому потребовалось время для обсуждения и выделения денежных средств.
20 августа "Связной" получил уже второе письмо "МегаФона", в котором сообщалось, что в связи с неисполнением условий по дополнительной финансовой гарантии 22 августа в салонах ритейлера может быть приостановлен прием платежей "МегаФона".
"Несмотря на то что мы по-прежнему считаем данное требование необоснованным, я принял решение перечислить требуемую сумму. На следующий же день, 21 августа, мы уведомили "МегаФон" о том, что исполним их требование, а 22-го исполнили его. Но нас все равно отключили", — сетует Майкл Тач.
"В соответствии с обновленными корпоративными стандартами финансовой безопасности в адрес наших крупнейших розничных партнеров — компаний "Евросеть" и "Связной" — 18 июля 2013 года было направлено письмо о необходимости дополнительного обеспечения финансовых обязательств перед компанией "МегаФон", — пояснили в пресс-службе "МегаФона". — В связи с тем, что такое обеспечение не было предоставлено компанией "Связной", прием платежей в адрес "МегаФона" в настоящее время не осуществляется. Продажа контрактов "МегаФона" в салонах "Связного" производится в обычном режиме".
"Евросеть" с подобными санкциями не столкнулась, так как необходимые гарантии предоставила. Но владельцами "Евросети" с конца 2012 года на паритетных началах являются "МегаФон" и "ВымпелКом", который уже прекратил сотрудничество со "Связным" 1 июля. На вопрос, не является ли нынешняя ситуация предвестником скорого разрыва взаимоотношений с "МегаФоном", Майкл Тач пояснил, что прекращение отношений предполагает как минимум официальное уведомление: "Писем с подобной информацией мы от оператора не получали".
Майкл Тач подчеркивает, что клиенты "Связного", которые хотели оплачивать услуги "МегаФона", ничего не заметили, так как платежи продолжали идти через платежные системы. Но все изменилось в воскресенье в 17.00, когда и этот путь перечисления денег перестал работать.
В воскресенье в "МегаФоне" никаких новых комментариев дать не смогли, оперативно связаться с представителями "Рапиды" и "Киберплат" также не удалось. Сам Майкл Тач считает ситуацию странной, надеется, что это всего лишь недоразумение, вызванное человеческим фактором, и рассчитывает, что ситуация будет нормализована в ближайшее время.