Один из крупнейших российских сотовых ритейлеров "Связной" впервые за последние годы сокращает количество своих салонов. По данным "Ъ", речь идет о 140 магазинах, что составляет 4% от их общего числа. В компании это объясняют ставкой на продажи в интернете, но участники рынка считают, что таким образом "Связной" вынужден повышать эффективность бизнеса, чтобы обслуживать долги.
С начала года "Связной" закрывает салоны продаж, "счет идет на десятки", рассказали "Ъ" сразу несколько участников рынка сотового ритейла. В первом квартале сеть "Связного" уменьшилась на 4%, до 3,2 тыс. салонов, подтвердили в компании. Представитель "Связного" Мария Заикина не исключает, что всего по итогам года количество магазинов может уменьшиться в пределах 5% по сравнению с 2013 годом.
Получается, речь идет о закрытии 140 салонов, притом что в последние годы сеть "Связного" только росла. Например, за последние два года "Связной" прирос на 519 салонов. В конце прошлого года вся сеть выросла до исторического максимума — 3,34 тыс. салонов. В то же время количество магазинов, обслуживающих интернет-продажи, выросло в три раза, до 33 салонов. Теперь "Связной" начал повышать эффективность действующих салонов, говорит Мария Заикина. При этом помимо четырехпроцентного сокращения сети ритейлер в первом квартале открыл 50 зон под брендом Windows и восемь — Apple. Средний чек в этих зонах увеличивается до 20%, добавляет она. Кроме того, "Связной" решил отказаться от продаж ноутбуков в салонах, теперь они будут продаваться в интернет-магазине. За последние шесть лет онлайн-продажи в товарообороте "Связного" выросли с 1% до 17%. "Нам не нужно развивать физическое присутствие в новых городах или точках, поскольку с текущей инфраструктурой мы взаимодействуем с 80% активных покупателей в стране",— говорит гендиректор "Связного" Майкл Тач. В 2013 году выручка выросла на 17%, до 108 млрд руб., EBITDA сохранилась "на уровне 2012 года (4,6 млрд руб.— "Ъ")", сообщили в "Связном".
В "Евросети" отмечают, что в последние годы не меняли количество салонов и текущий уровень — около 5 тыс.— считают оптимальным. У МТС количество салонов также стабильно (около 4 тыс. с учетом франчайзинговых); уменьшать или увеличивать сеть в ближайшее время оператор не планирует. А вот сеть "Вымпелком" в прошлом году утроилась (до 1,2 тыс. точек). Кроме того, "Вымпелком" имеет право через три года купить еще 150 салонов, принадлежащих сейчас группе компаний "Цифровой центр "Ион"".
Представитель одного из конкурентов "Связного" говорит, что сокращение сети на 5% — "это большой показатель", однако он считает, что сеть "Связного" может уменьшиться вовсе на 10%. "У "Связного" большой долг, компании не хватает оборотных средств для поддержания такой сети",— перечисляет он причину. По данным "Связного", его чистый долг на конец 2013 года составлял порядка 9 млрд руб. Однако совокупный долг структур основного акционера "Связного" Максима Ноготкова перед всеми кредиторами может превысить 40 млрд руб. Майкл Тач не согласен с мнением, что уменьшение количества салонов связано с долгом ритейлера. "Сокращение сети на 5% не решает ничего с точки зрения cash flow",— уверяет он. В пресс-службе "Связного" добавили, что соотношение долга ритейлера к EBITDA находилось на уровне 2, тогда как для индустрии значение до 3 "считается показателем стабильности бизнеса".
Сокращение сети "Связного" может быть также связано с общим падением потребительского спроса после ужесточения требований на выдачу потребительских кредитов, считает топ-менеджер оператора "большой тройки". "То, что сейчас происходит на рынке, не поднимает настроения покупателей и не улучшает покупательскую способность. Однако первый квартал показал, что продажи смартфонов и планшетов, основных сегментов, которые формируют выручку "Связного", продолжают расти",— рассуждает Майкл Тач. В текущем году "Связной" намерен увеличить выручку и сохранить рентабельность на уровне 2013 года, добавляет он.