В экономике развитых стран франчайзинг успешно применяется для стимулирования и поддержки бизнеса. В России же этим инструментом пока активнее пользуются мошенники.

На обкатку франчайзинга американцам потребовалось 10 лет. Считается, что именно развитие этой системы предпринимательской деятельности спасло страну от экономического кризиса начала 1990−х. По данным Российской ассоциации франчайзинга, в 2008 году каждые пять минут в США открывалось новое предприятие по франшизе. Франчайзинг, перешагнув океан, поспособствовал росту бизнеса в странах Евросоюза и Азии. По данным ТПП РФ, в Европе работает около девяти тысяч франчайзеров, в странах Азии — более семи тысяч. Сколько их работает в России, эксперты затрудняются сказать. По приблизительным оценкам, около 1 000. Но не менее половины из тех, кто объявляет себя франчайзерами, таковыми на самом деле не являются. Мошенничество, бесспорно, сдерживает развитие нового направления. Но это только следствие. О причинах, перспективах и специфике российского франчайзинга, о том, как построить бизнес по новым стандартам и при этом не нанести ущерба бизнесу, говорили участники Первого омского форума франчайзеров, дилерских компаний и совместных предприятий «Поиск партнера – 2009».
Иммунитет от кризиса

В мировой практике франчайзинг считается одним из наиболее эффективных способов развития малого бизнеса и основан на передаче во временное пользование франчайзером своей торговой марки, технологий и стандартов. Главные пре-имущества — быстрый выход купившего франшизу  «новичка» в рынок, оптимизация расходов на развертывание бизнеса, минимизация коммерческих рисков. Покупателю франшизы обеспечивается поддержка со стороны франчайзера в становлении бизнеса, обучении персонала — это  особенно актуально для начинающего предпринимателя на стартовом этапе.

По словам Микаэле Рандолфи, члена Совета директоров компании Chateau d Ax S.p.a (Италия), в период кризиса франчайзинг демонстрирует устойчивость: «Если в целом потери в розничной торговле Италии достигли 21 процента, то работающие по франчайзингу предприятия сработали «в плюс», нарастив объемы продаж на три процента. За последние шесть месяцев в стране закрылось 80 тысяч магазинов, из них только три франчайзинговые». Такой иммунитет франчайзинговых сетей к кризису бизнесмен объясняет, в том числе, и отношениями, сформировавшимися между участниками экономической деятельности. В Италии, как и в других странах Европы, США, в которых делают ставку на малые предприятия, действует система поддержки этого сектора экономики в виде льготного налогообложения и других преференций. Помимо господдержки, используются финансовые инструменты. «Ассоциация франчайзеров, объединившая 300 брендов с суммарным оборотом в 26 миллиардов евро, заключила соглашение с банками на оказание помощи в период кризиса», — пояснил Микаэле Радолфи.

В России такое пока не практикуется. «Банки, если и финансируют продажу/покупку франшизы, то неохотно и на общих основаниях, которые не всегда приемлемы для малого бизнеса», — констатирует Валерий Перков, главный менеджер Российской ассоциации франчайзеров. По мнению Инги Рыковой, председателя подкомитета по франчайзингу ТПП РФ, одна из основных проблем, сдерживающих развитие франчайзинга в России, — отсутствие законодательства: «Мы находимся на стадии незавершенного производства. Экономическое явление есть — желание бизнеса объединяться именно в таком формате. Но у нас нет правового поля, которое позволило бы цивилизованно делать это. Отмечается много ошибок и рисков, связанных с правовым регулированием. Например, термин «франчайзинг» не легализован. Поэтому зачастую происходит подмена понятий, что и открывает лазейку для мошенников». Как ожидалось, пробел в законодательстве должна была восполнить вступившая в силу четвертая часть  Гражданского кодекса РФ, регулирующая правовые вопросы интеллектуальной собственности. Но не случилось.
Борьба клонов

По определению Валерия Перкова, франчайзинг — это клонирование успешного бизнеса. В этом и состоит эффективность схемы. Франчайзер за счет передачи брендбука расширяет свой бизнес с минимальными затратами. Для покупателя (франчайзи) сделка выгодна тем, что бизнес уже обкатан на рынке и, по сути, не требует таких усилий для раскрутки, как бизнес, что называется, с низкого старта. Микаэле Рандолфи убежден: опытный франчайзер заинтересован в быстром становлении и развитии франшизополучателя, поэтому всегда окажет необходимую поддержку. В качестве одного из примеров такой оперативной помощи он предлагает накопленные опыт и знание конъюнктуры рынка.

Но в преломлении российской действительности лжефраншизы пока клонируются едва ли не быстрее легальных. По экспертной оценке Анатолия Тупицына, представителя компании «Бизнес на продажу» (Новосибирск), в общей массе действующих отечественных франчайзеров профессиональных — лишь единицы. Большая часть относится к так называемым дутым франшизам, или пустышкам. При детальном изучении предлагаемый пакет бизнес-процессов оказывается не проработанным, а конечной целью мнимых франчайзеров становятся финансовые махинации. «Владельцы модной в свое время сети общепита «Чайная ложка» предложили открыть пункты питания в заведомо непроходных местах — на выходе торговых центров по продаже продуктов питания. То есть человек с полной корзиной покупок выходит, направляется к машине, чтобы ехать домой — а тут блинчики предлагают. Значит, вариант заведомо провальный. Сетевики-то расширились, получили паушальные взносы, а франчайзи вложился и прогорел», — комментирует Анатолий Тупицын. Именно малый бизнес в силу своей локальности и слабой защищенности, по мнению эксперта, наиболее уязвим для мошенничества. Поэтому и становится средой для размножения лжефраншиз.

Но, по мнению Инги Рыковой, путь становления со всеми издержками пройти необходимо. Только так можно отработать механизм, максимально адаптированный к условиям российской экономики. Несколько замедленные темпы в развертывании отечественного франчайзинга эксперты также связывают с психологическими факторами. Предприниматели просто не решаются использовать новые схемы. Но, как уверяют участники форума, синдром боязни неизвестного пройдет достаточно быстро. «Франчайзинг «шагает» в регионы, это говорит о растущей предпринимательской активности», — отмечает Инга Рыкова.

По мнению Юлии Приваловой, генерального директора компании JandS, именно в кризис, в непростых социально-экономических условиях, предприниматели ищут инновационные способы повышения конкурентоспособности своего бизнеса на рынке: «В  рамках франчайзинга взаимодействие партнеров не ограничивается исключительно технической передачей данных, важное значение имеет интеллектуальная составляющая. Таким образом, конечным результатом работы интегрированной сети становится новый продукт, который,  в свою очередь, постоянно качественно совершенствуется».

Участники форума считают, что именно франчайзинг может поспособствовать малому бизнесу укрепить свои позиции на рынке. «Франшиза позволяет выживать. По сути — это ответ малого бизнеса крупным сетям, возможность объединиться и самим стать больше», — считает Анатолий Тупицын. Но, по мнению эксперта, для того чтобы система заработала и впоследствии не распалась, франчайзер должен подумать над якорями для франчайзи — о том, что их будет связывать, объединять.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments