К чему приводит правильный маркетинг торговых центров? Как правильно его строить и кто должен работать в этом направлении — ритейлер или управляющая компания? На что стоит обратить внимание девелоперам и УК при продвижении объекта? Об этом и прочем в маркетинге ТЦ говорили вчера, 27 июня, в Санкт-Петербурге участники CRE Russian Summit 2012 на дискуссии «Торговая недвижимость: У всех на виду»
По словам Виталии Львовой, генерального директора агентства маркетинговых коммуникаций Promotion Realty, ей часто задают вопрос о том, сколько должно стоить продвижение торгового объекта на рынке: «Я всегда отвечаю — минимум. Должно быть минимум всего, так как это будет означать, что вы построили правильный объект в правильном месте с правильной концепцией».
Правильный маркетинг должен приводить к высокому спросу со стороны арендаторов и к повышению капитализации, сообщила специалист. Промежуточными результатами правильного маркетинга ТЦ являются увеличение среднего чека (что отразится на росте арендных ставок и привлечет арендаторов, создав лист ожидания), рост посещаемости (например, за счет фитнес-клуба в торговом комплексе) и продаж (в частности, за счет общих стимулирующих акций от арендаторов и ТЦ). И правильного маркетинга без управляющей компании в ТЦ не добиться, уверена эксперт.
Однако по мнению Николая Юськива, директора департамента недвижимости ГК «Спортмастер» (сети «Спортмастер» и O’stin), арендатор — это «тот человек, который относится к торговому центру очень корыстно». Поэтому обо всех маркетинговых акциях с ритейлерами управляющим компаниям надо договариваться заранее — еще до того, как он войдет в ТЦ, потому что дальше на это бюджета не будет, уверен топ-менеджер. «Бюджет в дальнейшем регламентирован и закреплен настолько, что нельзя его изменить без долгих согласований с центральным офисом и проч., — прокомментировал свою мысль Николай Юськив. — И вообще — все действия, связанные с маркетингом ТЦ, нужно делать вне связки с арендатором. Если управляющая компания профессиональна, то она должна это делать без всяких поборов с арендаторов, совершено автономно».
Особое внимание сейчас стоит уделять детской теме в торговых центрах, убежден Дмитрий Бурлов, исполнительный директор Магазина Магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis. «Детские развлекательные зоны в ТЦ увеличиваются – и это тренд. Это будущее на несколько лет вперед, поэтому девелоперам и управляющим компаниям нужно обратить на это направление в ТЦ особое внимание».
Впрочем, как считает Андрей Чамкин, директор по коммерческой недвижимости компании I`M Company, детские развлекательные центры нужны только региональным и загородным торговым центрам («Мега» и проч.), «которые не стоят на потоке». «Остальным ТЦ хватит и небольших детских площадок размером 100-200 кв.м, — поделился мнением с присутствующими на дискуссии специалист. — Пусть там еще заодно и персонала не будет, только горки и прочие простые развлечения».
На что Николай Юськив ответил, что девелоперам и УК надо всегда быть смелее: «Делайте вы мастер-классы, школы и секции для детей, не бойтесь, ведь дети потом вырастут в лояльных покупателей к вашему ТЦ!».
Кроме того, топ-менеджер попросил не забывать представителей от торговой недвижимости о том, что одним из важных маркетинговых каналов продвижения их объектов сейчас является Интернет: «Делайте нормальные сайты!».
Было сказано
Виталия Львова, генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций Promotion Realty:
«Мы смотрим на управление бюджетом с точки зрения привлечения посетителей в торговый центр. При этом они не являются самоцелью. Надо сделать так, чтобы они начали покупать»
Георгий Найденов, генеральный директор Colliers International Property Management:
«Большинство российских торговых центров — это в высоком хорошем смысле слова рынки»
«Маркетинговая стратегия торгового центра — это маркетинговая стратегия торгового центра. Он сам должен за нее отвечать»
Николай Юськив, директор департамента недвижимости ГК «Спортмастер» (сети «Спортмастер» и O’stin):
«Мы не будем давать деньги на какие-то там акции (маркетинговые в ТЦ). Никогда»