Минздравсоцразвития России подготовило проект технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
Это первый документ такого рода, разработанный в рамках соглашения "О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации". Подробнее рассказать о регламенте мы попросили заместителя министра промышленности и торговли Владимира Саламатова.
— Владимир Юрьевич, что такое регламент Таможенного союза и почему начали именно с пищевого?
— Технические регламенты Таможенного союза будут устанавливать единые требования к продукции, которая производится и импортируется на общую таможенную территорию трех стран. Для обеспечения необходимых темпов интеграции логично начинать с документов, охватывающих сразу значительные группы продукции. Так что технический регламент "О безопасности пищевой продукции" — безусловный приоритет.
— "Пищевка" не самая простая сфера регулирования.
— Именно поэтому в России этот документ разрабатывался более 5 лет и в итоге так и не был принят. Учесть и согласовать интересы сторон, когда затрагиваются все сегменты пищевой индустрии — от технологии получения сырья до готовых изысканных блюд в ресторане — и регулируется целиком производственная цепочка от поля до стола, оказалось чрезвычайно сложно.
— А разве сейчас эти требования не установлены?
— Задача не в изобретении новых требований, их достаточно. Важно "распаковать" существующий массив показателей, доставшийся нам в наследство от плановой экономики, выбрав из них те, которые гарантируют безопасность продукции.
А вопросы качества включить в документы, подлежащие добровольному исполнению, такие как стандарты и своды правил. Государство должно обеспечить безопасность пищевых продуктов, а вкусно или нет — потребитель определится сам.
С другой стороны, этот технический регламент вобрал в себя все обязательные требования, которые ранее устанавливались в разных ведомственных документах в разное время как в России, так и в других странах — участницах Таможенного союза.
— Устанавливались, но не выполнялись?
— В основном выполнялись. Но, как я уже говорил, многие из них были излишними с точки зрения обеспечения безопасности продукции. Например, в хлебопекарной отрасли существовало требование, согласно которому сухарей с корочкой допускалось не более 8 процентов от общего количества.
— Случается, из-за этой корочки и сухарь не сухарь.
— У покупателя должна быть возможность выбрать, какой продукт ему нужен — с корочкой или без, на безопасность это не влияет, безопасным для здоровья человека должен быть любой продукт на прилавке.
— Хорошо, второстепенное отсеяли, что дальше?
— Повторю, никаких новых требований к самим пищевым товарам техрегламент не устанавливает. Изменения касаются процедуры оценки соответствия продукции, прежде всего допуска ее на рынок. Вводится принцип: один продукт — один документ. Что это значит? Многие годы, до того, как попасть на прилавок магазина, продукт должен был получить два, а то и три "паспорта", подтверждая свое соответствие установленным нормам: ветеринарный сертификат, санитарно-эпидемиологическое заключение и сертификат соответствия. Доходило до абсурда, когда, условно говоря, на один килограмм мяса требовался один килограмм документов. Это было дорого, долго, а ответственность размывалась. Если возникали проблемы с безопасностью продукта, то реальную ответственность все равно нес изготовитель или поставщик, а "визеры" просто отзывали выданный документ.
Теперь соответствие продукции требованиям технического регламента будет подтверждаться один раз одним документом. При этом акцент сделан на декларировании производителем соответствия своей продукции техрегламенту. Фактически меняется десятилетиями действующий принцип презумпции виновности на презумпцию добросовестности производителя, который берет на себя ответственность за выводимый на рынок товар.
— То есть в итоге госконтроля станет меньше?
— Он должен стать более продуктивным. Высвободившийся от дорыночного контроля ресурс государство сможет направить непосредственно на рынок для выявления недобросовестных игроков, злоупотребляющих полученным кредитом доверия. Такая система давно и успешно действует в Европе. Заработав в России, она будет способствовать также и снижению коррупции.
— Большой раздел в техрегламенте посвящен требованиям к процессам производства. Что изменилось здесь?
— Изменилось время. Так, прежние нормативы прописывали условие: стены производственных помещений, где изготавливается пищевая продукция, должны быть покрыты кафельной плиткой. Но ведь за последние годы появилась масса других отделочных материалов, обеспечивающих гигиеническую безопасность, и держаться за такого рода ограничения просто глупо. Вот такой отсев и был проведен при подготовке техрегламента.
С другой стороны, мы не стояли на месте и накопили опыт оценки рисков производственных процессов, научились выявлять критические точки обеспечения безопасности, изучили практику других стран. Эти знания позволили сформировать перечень условий, обязательных для выполнения любым пищевым предприятием. Одно из них — прослеживаемость. В любом месте хранения или реализации мы должны иметь возможность узнать, кто и когда изготовил этот продукт и как он сюда попал.
— Но не кажется ли вам, что в ситуации, когда участие государства на дорыночной стадии уменьшается, совсем нелишне подумать об ответственности бизнеса?
— Спорить тут невозможно. Госдумой уже приняты в первом чтении изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие ужесточение наказания за нарушение требований техрегламентов. Суммы штрафов предложены не символические.
— Как будет действовать один техрегламент на территории сразу трех государств?
Требования безопасности будут едиными для всех. В то же время сохраняются национальные системы государственного контроля и подтверждения соответствия, функционирующие на основе гармонизированных принципов.
Каждое государство — член Таможенного союза будет вести учет производств, занимающихся изготовлением пищевой продукции. Для этого изготовитель должен известить надзорный орган о начале производства. Там, где риски по безопасности наиболее высоки, будет проводиться предварительная проверка готовности предприятия к началу производства.
Стороны будут вести открытые реестры пищевых предприятий, зарегистрированной продукции и деклараций о соответствии. Это позволит эффективно контролировать находящуюся в обращении продукцию, независимо от того, где она произведена: в Москве, Астане или Минске.