На прошедшей неделе стало известно, что следом за кировским гипермаркетом, который располагался в ТЦ "Green Haus", закрываются торговые точки этой сети в Смоленске и Ижевске. Еще год назад эксперты рынка товаров для дома и ремонта предсказывали, что "Стройдепо" станет одной из первых жертв расширения сети "Леруа Мерлен" и снижения спроса в секторе в целом. Сети придется менять формат или сворачивать бизнес.
6 и 10 октября почти одновременно ижевские и смоленские масс-медиа сообщили о том, что в этих городах закрываются гипермаркеты "Стройдепо". Закрытие там проходит по аналогичному с Кировом сценарию. Подозрительные скидки, полупустые прилавки, проблемы с телефонной связью, слухи о сокращении кадров.
Еще два года назад, когда стало известно, что в Киров заходит "Леруа Мерлен", местные представители "Стройдепо" сохраняли оптимизм, хотя и признавали, что выход на рынок прямых конкурентов вызывает определенную тревогу:
– Местным ритейлерам будет сложно бороться с этими компаниями. Однако мы на собственном примере можем доказать, что сосуществование возможно. В других городах представлены эти конкуренты, и мы прекрасно там себя чувствуем. Выравниваем цены, понижаем их. У нас нет скидок, потому что мы не обманываем покупателей какими-то бонусами и дисконтными картами,— рассказали корреспонденту "Навигатора" в августе 2015 в "Стройдепо".
Хроники пикирующего рынка
Тем не менее рынок товаров "сделай сам" сокращался. По данным аналитиков "INFOLine" в 2015 году он упал на почти на 5%, в прошлом году спад составил около 8%. В текущем году ситуация не стала лучше.
– Мы работаем примерно на тех же объемах, что и год назад,— поделился с корреспондентом "Навигатора" менеджер одного из кировских магазинов стройматериалов.
Изначально концепция сети "Стройдепо" строилась на территориальном размежевании с "Леруа Мерлен".
"Расчет был прост: проект запускался далеко от магазинов главного конкурента, "Леруа Мерлен", в городах-полумиллионниках",— указывает журналист Виктория Костоева в статье для РБК.
В результате уже год назад на фоне сокращения рынка и выхода основного конкурента в новые средние по размерам города в "Стройдепо" задумались над необходимостью переформатирования бизнеса. Предполагалось, что сеть отойдет от концепции магазина-склада. На ее месте возникнут точки типа "школа ремонта" под названием "Самоделкин".
Идея была такая — люди приходят в строительные магазины не столько за товаром, сколько за помощью специалистов. Поэтому перед продавцами ставилась задача помочь с дизайном, расчетом сметы, выбором материалов. Все это предполагалось дополнить интерактивными площадками в соцсетях и другими сервисами.
Сейчас пока сложно сказать, насколько удался этот эксперимент. В центральном офисе "Стройдепо" отказались комментировать ситуацию. Поэтому пока не ясно с чем мы имеем дело — свертыванием сети или ее переформатированием. Впрочем, сам факт увольнения персонала делает более вероятным первый вариант.
Свободных мест нет
– Теоретически в Кирове можно открыть несколько гипермаркетов товаров для строительства и ремонта. Но думаю, что реально будет загружен только один из них. Формат нашего магазина и ассортимент отличается от "Стройдепо" и "Леруа Мерлен", поэтому приход второго не отразился на потоке покупателей. Несмотря на определенные кризисные явления люди продолжают строиться и делать ремонт,— отметил в заключении наш источник.
Такого же мнения не только на словах, ни и на деле придерживаются и другие игроки рынка товаров "сделай сам". В 2015 году сеть гипермаркетов из Татарстана "Мегастрой" хотела в ускоренном режиме открыть свой торговый центр на перекрестке Московской и Ердякова с целью опередить основных конкурентов из "Леруа Мерлен", то в сентябре 2017 года ее представитель официально заявил одному из кировских изданий, что планы пересмотрены. "Мегастрой" отказался от выхода на рынок города Кирова.