Впервые за последние два года формат стрит-ритейл продемонстрировал рекордные показатели, подсчитали аналитики Penny Lane Realty.
Аналитики компании Penny Lane Realty подвели итоги третьего квартала 2010г. в сегменте стрит-ритейла. За этот период общее количество реализованных компанией помещений уличной торговли превысило 18 000 кв. м, что в среднем на 12% больше суммарных показателей первого и второго кварталов 2010г.
Доля вакантных площадей по основным торговым коридорам на начало октября 2010г. составила порядка 3%. В настоящее время количество запросов превышает количество экспонируемых объектов. На второстепенных улицах доля вакантных площадей около 15%. Спрос стал более взыскательным: арендаторы и покупатели отдают предпочтение помещениям с хорошим местоположением, прогнозируемым числом посетителей, требующим минимальных инвестиций в отделку, отмечают эксперты Penny Lane Realty.
С начала 2010г. рост ценовых показателей в сегменте стрит-ритейла составил 7%. На сегодняшний день средние ставки аренды на помещения, расположенные в основных торговых коридорах столицы варьируются от $1500 до $4000 за кв.м. в год. На второстепенных улицах ставки держатся на уровне $300-1800 за кв.м. в год. Цены продаж от $14000 до $20000 за кв.м. – в основных торговых коридорах и от $4500 до $13000 за кв.м. – на второстепенных улицах.
По мнению аналитиков Penny Lane Realty, на помещения, расположенные в ведущих торговых коридорах (улицы Тверская, Петровка, Кузнецкий Мост, Столешников переулок, Кутузовский и Ленинский проспекты) и на небольшие площади у метро (от 100 до 300 кв.м.) нередко претендует ряд арендаторов, готовых платить больше, в результате чего фактическая ставка может вдвое превышать номинальную.
«Стрит-ритейл — это очень динамичный сегмент. Его участниками, в основном, являются представители малого бизнеса. Именно они в кризис стали первыми сворачивать бизнес и освобождать помещения, а с началом оздоровления рынка первыми же возвращаться», - комментирует руководитель департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила.
По его мнению, зависть у остановивших развитие брендов вызвали успехи сетевиков, успевших воспользоваться ситуацией. «Новые торговые центры не появляются, что подталкивает интерес к стрит-ритейлу и со стороны крупных игроков», — отмечает эксперт.
Кроме того, когда малый бизнес в результате падения спроса стал «выходить из игры», самые дефицитные ранее форматы оказались невостребованными, отметил Александр Могила. «На продажу было выставлено до 5% от всего объема предложения в сегменте стрит-ритейла. Ставки аренды в зависимости от качества объекта упали, в среднем, на 30-60%. Но ввиду уникальности и ограниченности рынка стрит-ритейла, рост предложения не повлиял негативно на спрос. Более того, из-за существенных задержек с вводом в эксплуатацию новых торговых центров, крупные сетевые компании стали больше интересоваться данным сегментом — растет спрос на покупку, аренду, передачу прав аренды. Как результат, усиливаются позиции стрит-ритейла в интернете: появляются новые узкоспециализированные ресурсы, например, Magazan.ru», — пояснил он.
«Учитывая положительную динамику, в ближайшей перспективе рынок стрит-ритейла ожидает усиление конкуренции, — считает Георгий Дзагуров, генеральный директор компании Penny Lane Realty. — И если для крупных игроков рынка недвижимости это будет возможностью обеспечить работой персонал в трудный период, то для небольших фирм – шанс на выживание».