За операторами пригородных электричек хотят закрепить право самостоятельно  организовывать торговлю в поездах, удалять нелегальных продавцов, а также валасти составят официальный список продуктов, разрешенных к продаже. С соответствующей законодательной инициативой весной 2015 года в министерство транспорта РФ обратится столичный департамент транспорта. Об этом "Известиям" рассказал первый заместитель главы департамента Гамид Булатов. В настоящее время торговля в электропоездах пригородного сообщения никак законодательно не урегулирована.

Как пояснил Булатов, сейчас юристы департамента занимаются подготовкой документа, чтобы весной 2015 года отправить документ в Министерство транспорта РФ.

— Мы предлагаем нормативно закрепить за перевозчиком право самостоятельно или через посредников осуществлять предпринимательскую деятельность в поездах пригородного сообщения. Также мы считаем необходимым наделить сотрудников и представителей перевозчика полномочиями удалять из поездов тех продавцов, которые работают там нелегально, — пояснил Гамид Булатов. – Для этого потребуется внести ряд изменений в федеральное законодательство, в частности в № 18-ФЗ ("Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации") и Приказ Минтранса  № 473 ("Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом").

Также замглавы департамента добавил, что еще одним предложением по борьбе с нелегальной торговлей станет ограничение товаров для розничной продажи в электричках.

— Введение ограничительного списка необходимо, так как это позволит предоставить пассажирам только сертифицированные качественные товары отечественного производства, в то время как сейчас продавцы в электричках зачастую торгуют продукцией неизвестного происхождения, — пояснил Булатов. — Для этого подготовлены изменения в № 381-ФЗ ("Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

В пресс-службе министерства транспорта РФ "Известиям" пояснили, что предложения от столичных властей будет рассмотрено, при этом самостоятельно они не занимаются разработкой документов на тему урегулирования торговли в электричках.

Сейчас торговля в электропоездах пригородного сообщения никак законодательно не урегулирована. При этом наказание за торговлю "вне специально отведенных для этого мест" для физических лиц составляет до 5 тыс. рублей, для должностных — до 10 тыс. рублей, для юридических — до 200 тыс. рублей Если нарушение совершается повторно, штрафы для юрлиц возрастают до 500 тыс. рублей.

Как ранее писали "Известия", Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), являющаяся оператором подмосковных электричек, заключила договоры на оказание торговых услуг с двумя организациями, которые "на настоящий момент охватывают весь полигон обслуживания компании". Количество продавцов зависит от сезона и сейчас составляет около 400 человек.

— Перечень товаров, разрешенных к продаже в поездах, закреплен в договоре, — сообщили в пресс-службе ЦППК. — Ассортиментный перечень составлен в соответствии со спросом, в основном это продукты питания. Также в поездах проводятся периодические опросы пассажиров — что бы им хотелось видеть дополнительно в буфетах и на разносных тележках.

Старший научный сотрудник Института транспорта ВШЭ Павел Зюзин подтвердил, что сейчас перевозчикам сложно контролировать рынок торговли именно из-за отсутствия законодательной базы.

— При этом если вводить определенный перечень товаров для продажи, необходимо адекватно оценивать спрос и учитывать сезонность – например, во время дачного сезона увеличивать долю продукции хозяйственного назначения, в частности, открывашки, фонарики, дождевики, а зимой – уменьшать до минимума. Что касается питания, то нужно полностью исключить алкогольную продукцию и те товары, которые приводят к засорению вагонов – семечки, сухарики, крекеры и пр.

В то же время Зюзин считает, что перевозчикам вообще стоит отказаться от торговли "на ходу".

— Такая торговля идет вразрез с требованиями безопасности перевозки – например, при экстренном торможении состава велика вероятность, что продавец и пассажиры, находящиеся рядом, получат травмы. В европейских странах практически полностью отсутствует торговля "на ходу" — обходятся стационарными точками на остановочных пунктах, — говорит эксперт. – В наших электричках можно поставить вендинговые аппараты или организовать стационарные мини-рестораны в поездах на дальние расстояния.

Согласно экспертным оценкам компании, оборот не санкционированной РЖД и ЦППК торговли в электропоездах Московского транспортного узла составляет 300–500 млн рублей в год.

Руководитель Комитета по экономике московского отделения "Опора России" Алексей Канаевский считает, что число несанкционированных торговцев в 2015 году из-за кризиса только увеличится.

— Сейчас порядка 90 % торговли в электричках носит нелегальный характер, и эта цифра будет только расти. Люди пытаются хоть как-то заработать, многие же надеются в поездах реализовать излишки товаров, — говорит эксперт. – Если упорядочивать процесс торговли, то главное – понять, кто будет контролировать любого желающего, который зайдет по билету, а потом начнет что-то продавать.

Тем временем, по мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, бороться с несанкционированной торговлей можно и без изменений нормативно-правовой базы.

— Транспортная полиция и сейчас может выдворять "нелегалов", только им нужно поручить этим заниматься. Для этого должно быть налажено плотное сотрудничество между МВД и РЖД, — считает Янков. – В ускоренных поездах и "Аэроэкспрессах" такой проблемы вообще не существует, поскольку за порядком следят правоохранительные органы.

Янков добавил, что перечень товаров не стоит утверждать на федеральном уровне.

— В Сочи, например, целесообразно продавать пляжные товары, при этом в подмосковных электричках они не будут востребованы, — сказал он.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments