Производители компьютеров в последнее время все чаще делают ставку на нетбуки — небольшие ноутбуки, предназначенные для выхода в Интернет и работы с офисными приложениями. Нетбуки отличаются компактными размерами, небольшим весом, низким энергопотреблением и относительно невысокой стоимостью, передает Reuters.
Более того, если раньше нетбуки предназначались прежде всего для частных лиц, то теперь производители компьютеров надеются взять под контроль значительно большую долю рынка. Так, в III квартале 2008г. мировые поставки портативных компьютеров впервые в истории превзошли аналогичный показатель для настольных ПК. При этом годовой прирост в 40 % ноутбукам обеспечили стремительно набирающие популярность нетбуки.
До недавнего времени корпоративные клиенты даже не рассматривали вариант приобретения нетбуков из-за невысокого уровня их безопасности. Однако эксперты отмечают, что создание таких нетбуков — удача для производителей компьютеров, поскольку корпоративные клиенты покупают порядка половины всех производимых компьютеров.
"Если кому-нибудь удастся создать легкий, тонкий, мощный и недорогой нетбук, это будет действительно прогресс. Какой покупатель не захочет приобрести такое устройство?" — восклицает глава Acer Джей Ти Вонг. По его оценкам, к концу 2009г. на долю нетбуков на платформе Intel CULV (платформа с пониженным напряжением) будет приходиться порядка 15% всей прибыли компании. Похожие цели преследует и Asustek: компания надеется выпустить свой первый нетбук на платформе Intel CULV уже в конце этого месяца.
Правда, инвесторов вовсе не радуют такие новости. Дело в том, что из-за роста спроса на нетбуки прибыль компаний, производящих компьютеры, постепенно снижается. "Такое ощущение, что компании просто ведут борьбу за долю на рынке. Прибыль на рынке нетбуков намного ниже, и пока непонятно, чем именно компании собираются компенсировать это сокращение", — говорит аналитик Daiwa Institute of Research Паранаб Сарма.
С этим трудно не согласиться: так, прибыль Acer – лидера на рынке нетбуков – сократилась по итогам I квартала 2009г. на 31%. Основные причины – падение потребительского спроса и снижение цен на продукцию. Другие крупные игроки, такие как Hewlett-Packard и Dell, также довольно сильно пострадали из-за замедления рынка. По итогам 2007г. средняя цена на портативные компьютеры упала в среднем на 9%, в прошлом году это снижение составило еще 14% именно благодаря росту спроса на нетбуки.
Отметим также, что, по подсчетам аналитиков DisplaySearch, мировой объем продаж нетбуков стоимостью 100-300 долл. в 2009г. увеличится на 65% — до 27 млн единиц. Продажи обычных ноутбуков вырастут на 3% и составят 133 млн штук. В 2008г. объем продаж нетбуков во всем мире составил 10-16 млн единиц. Данный тренд подтверждает исследование компании Deloitte. По итогам 2008г. аналитики компании прогнозировали мировой объем продаж нетбуков в размере 11 млн единиц, что составляет около 7% от всего рынка ПК.