По данным компании GT Partners Ukraine, объем рынка розничной торговли продовольственными товарами в прошлом году вырос на 21% и составил 127 млрд. грн. Тенденции в FMCG-ритейле не изменились — рынок характеризуется сравнительно низким уровнем консолидации. В Украине более 100 крупных и мелких продовольственных сетей, а несколько небольших покупок региональных игроков на общую картину не повлияли.
В сегменте бытовой техники и электроники, наоборот, конкуренция обострилпась. Так, "Технополис" в январе 2013 года приобрел сеть бытовой техники и электроники "Эльдорадо", увеличив количество магазинов до 165 и заняв по этому показателю второе место на рынке. а в апреле сеть по продаже мобильных телефонов "Алло" поглотила своего конкурента — "Мобилочку". Объединенная компания теперь насчитывает более 900 точек продаж и контролирует 50% рынка. Для сравнения: ближайший конкурент — ringoo — управляет всего 312 торговыми точками.
Сети формата дрогери в прошлом году продолжали наращивать количество магазинов. Четверка крупнейших игроков — Watsons, "Космо", EVA и proStor — и дальше пытаются отвоевывать доли рынка не только у прямых конкурентов, но и у супермаркетов и мелких магазинов.
Но все форматы объединяет одно — стремление завоевать большую долю рынка, открыть больше магазинов и при этом сократить издержки. Усложняет ситуацию лишь то, что отрасль очень зависит от экономической ситуации в стране и покупательной способности населения. Поэтому прогнозировать, чем закончится 2013 год и какими будут показатели в 2014-м, не берется никто. "Одно можно предсказывать точно — рост отрасли будет возможным только за счет внутренних ресурсов каждого игрока. Привлеченных инвестиций ждать не стоит", — говорит Дмитрий Кошерин, коммерческий директор компании "Фудмаркет" (сеть "Велика Кишеня").
В прошлом году большинство продовольственных сетей осваивали новые форматы и города. Так, "Ритейл Групп" (сети "Велика Кишеня", "Велмарт") начала открывать "магазины у дома" — ВК "Експрес". На конец июля компания с новым форматом вышла за пределы Киева: кроме шести магазинов в столице, появился первый ВК "Експрес" в Умани. Прошлый год стал для ритейлера знаковым. За это время он успел открыть три новых супермаркета "Велика Кишеня" и четыре гипермаркета "Велмарт". При этом 2012-й компания завершила с чистой прибылью 159,8 млн. грн., увеличив при этом чистый доход на 7,92% — до 326,6 млн. грн.
Крупнейший игрок украинского пищевого ритейла — Fozzy Group (сети "Сільпо", "Фора", Fozzy) — в прошлом году нарастил оборот своих магазинов на 25% — до 26,3 млрд. грн. При этом 10% продаж обеспечили собственные торговые марки (СТМ). В Fozzy Group сделали ставку на нестандартные СТМ, запустив, к примеру, собственную линейку импортных вин — Premiya Wine Club (PWC). Сейчас компания выпускает более 2 тыс. товаров под десятью торговыми марками — это на 43% больше, чем в 2011 году. При этом, как и остальные игроки, Fozzy Group увеличивала торговую площадь. За полгода 2012-го — на 14%.
Самым агрессивным FMCG ритейлером осталась сеть "АТБ-маркет". В прошлом году компания собиралась открыть около 120 магазинов, но план удалось перевыполнить еще в ноябре. Темпы развития "АТБ" не стала снижать, а потому на начало января сеть насчитывала уже 686 торговых точек и за первое полугодие 2013-го открыла еще 64 магазина. Но, несмотря на значительные затраты на расширение, прошлый год компания закончила с товарооборотом в 26 млрд. грн., что на 44% больше, чем в 2011-м.
Как и лидеры рынка, небольшая сеть "Эко-маркет" (95 магазинов) придерживается основных трендов сегмента: расширение сети и увеличение количества СТМ. Так, за прошлый год ритейлер открыл 20 новых торговых точек, а долю СТМ к концу 2013-го планирует нарастить с 2,9% до 4%. Фактически, все продуктовые сети в Украине, включая международные, в 2013-м развиваются по одному сценарию. "Каждый игрок все так же занят вопросами количественной экспансии в меру финансовых возможностей", — объясняет Дмитрий Кошерин. И в следующем году кардинальных изменений никто не ждет.
Как и продуктовые ритейлеры, игроки формата дрогери сделали ставку на расширение сети. Так, розничная сеть Watsons завершила первое полугодие с 295 торговыми объектами, открыв только в июле шесть новых магазинов. Материнская компания сети — A.S. Watson Group — не раскрывает финансовых показателей работы в Украине, но до 2016 года планирует инвестировать в развитие Watsons 300 млн. грн.
Такие возможности есть только у Watsons — остальные четыре игрока принадлежат украинским компаниям, поэтому вынуждены развиваться только на собственные или заемные средства. Впрочем, это не мешает им идти по пути компании с иностранным капиталом. Так, сеть рroStor — игрок №4 на рынке дрогери — только за первое полугодие 2013-го открыла 18 новых магазинов, и останавливаться на достигнутом не собирается. "Мы не прогнозируем появления на рынке новых игроков, но понимаем, что существующие прямые конкуренты будут наращивать темпы по росту количества новых магазинов", — объясняет Денис Герман, генеральный директор компании "Стиль Д" (сеть рroStor).
Чтобы обойти конкурентов, рroStor еще прошлой осенью открыла свой интернет-магазин — первой среди игроков рынка. О результатах онлайн-торговли в компании пока не говорят, но в этом году "Стиль Д" уже нарастила чистую выручку на 8%. В компании верят в правильность выбранной стратегии. "Товарооборот у proStor увеличился на 5%, а у наших конкурентов (согласно данным АС Nielsen) — только на 3%", — говорит Герман. По его словам, лучше показатель сети и по среднему чеку — у proStor он вырос на 7%, хотя в среднем по рынку — на 4%.
Бороться с конкурентами приходится и сетям бытовой техники и электроники. В прошлом году у Comfy на 5% снизилась выручка, главной причиной чего в компании называют не только рост рынка электронной коммерции, но агрессивное поведение сети "Эльдорадо", которая активно увеличивала долю перед продажей. "Эти два фактора привели к тому, что рынок было очень тяжело удержать, оставаясь прибыльными", — говорит Геннадий Вербиленко, генеральный директор Comfy.
2012 год для компании стал годом подготовки к мультиканальным продажам, которые, надеются в Comfy, станут стратегическим конкурентным преимуществом в долгосрочной перспективе. Сейчас в интернет-магазине продаются около 2-5% товаров, но ритейлер планирует значительно укрепить свои позиции в конкурирующем канале продаж. В следующем году, по прогнозам Вербиленко, рынок в денежном выражении вырастет на 10%. "Прежде всего за счет роста категории планшетов и смартфонов, которые дадут 80% прироста", — считает гендиректор Comfy.
Но все ритейлеры, вне зависимости от сегмента, в котором они работают, сходятся в одном мнении: предсказать, что будет с отраслью в следующем году, очень сложно. Прогноз 2014 года напрямую зависит от экономической ситуации в стране и результатов факта рынка по 2013 году.
Продоволь-ственный ритейл |
Чистый доход |
Чистая прибыль |
Текущие обязательства |
Коэффициент общей ликвидности |
||||
2012, |
2012, |
2012, |
2011, |
2012, |
2012, |
|||
1 |
АТБ-маркет |
21 239 |
40,84 |
284 |
-37 |
3917 |
25,08 |
0,88 |
2 |
Фоззи-Фуд (ТМ «Сильпо») |
19 860 |
25,20 |
0 |
0 |
5695 |
33,32 |
0,68 |
3 |
Ашан Украина гипермаркет |
4709 |
12,26 |
-98 |
-122 |
782 |
27,08 |
0,84 |
4 |
Торговый дом «Амстор» |
4063 |
18,14 |
8 |
0 |
993 |
17,72 |
0,84 |
5 |
Фудмаркет (ТМ «Велика Кишеня») |
3847 |
12,69 |
17 |
31 |
1522 |
-3,94 |
1,36 |
6 |
ЭКО (ТМ «ЭКО-маркет») |
3094 |
28,90 |
0 |
0 |
625 |
-12,24 |
1,58 |
7 |
Фора |
2933 |
24,94 |
4 |
2 |
457 |
24,52 |
0,74 |
8 |
Таврия плюс |
2832 |
26,74 |
1 |
0 |
292 |
4,62 |
1,09 |
9 |
Адвентис (ТМ «Караван») |
2039 |
8,82 |
-212 |
-128 |
999 |
102,88 |
1,08 |
10 |
Экспансия (ТМ Fozzy) |
1324 |
-41,57 |
-2 |
6 |
422 |
13,92 |
1,28 |
Из-за отсутствия данных на момент подготовки номера в рейтинг не включена компания «Фуршет»
Непродоволь-ственный ритейл* |
Чистый доход |
Чистая прибыль |
Текущие обязательства |
||||
2012, |
2012, |
2012, |
2011, |
2012, |
2012, |
||
1 |
Эпицентр К |
10395 |
20,76 |
419 |
285 |
5733 |
42,86 |
2 |
Сав-дистрибьюшн (ТМ «Фокстрот») |
4075 |
н/д |
8 |
н/д |
3614 |
н/д |
3 |
Комфи трейд (ТМ «Эльдорадо») |
2746 |
н/д |
-102 |
н/д |
1049 |
н/д |
4 |
Диеса |
2493 |
41,03 |
23 |
-7 |
696 |
1,63 |
5 |
М Т І** |
2288 |
1,46 |
28 |
19 |
1631 |
57 |
6 |
Новая линия |
1866 |
-7,28 |
-24 |
-12 |
717 |
13,64 |
7 |
Технополис-1 |
1406 |
22,48 |
33 |
32 |
911 |
53,78 |
8 |
Новус Украина |
1185 |
43,88 |
12 |
2 |
230 |
38,64 |
9 |
ДЦ Украина |
1157 |
13,03 |
57 |
8 |
106 |
-23,74 |
10 |
Адидас-Украина |
930 |
15,55 |
75 |
161 |
156 |
-34,43 |
11 |
Руш (ТМ Eva) |
893 |
33,21 |
6 |
5 |
352 |
24,09 |
12 |
Брокард-Украина |
777 |
н/д |
46 |
н/д |
158 |
н/д |
13 |
Фирма «Тес» |
720 |
н/д |
-10 |
н/д |
155 |
н/д |
14 |
Суматра-лтд (ТМ «Космо») |
705 |
7,77 |
-16 |
0 |
110 |
9,67 |
15 |
Спортмастер-Украина |
617 |
41,66 |
34 |
18 |
244 |
94,31 |
16 |
Мобилочка |
539 |
н/д |
-22 |
н/д |
327 |
н/д |
17 |
Торгово-строительный дом «ОЛДИ» |
500 |
н/д |
9 |
н/д |
184 |
н/д |
18 |
Гараж Мобайл Груп (ТМ ringoo) |
462 |
н/д |
-53 |
н/д |
103 |
н/д |
19 |
Книжный клуб «Клуб семейного досуга» |
400 |
2,29 |
14 |
17 |
38 |
0,55 |
20 |
Стиль Д (ТМ proStor) |
388 |
н/д |
0 |
н/д |
239 |
н/д |
*За 9 мес. **С учетом других видов деятельности
**С учетом других видов деятельности