Привет. Меня зовут Георгий Лебедев, я руководитель проекта Giftery.ru. Сегодня я немного расскажу о себе, идее Giftery, вспомню, как все начиналось, и поделюсь ближайшими планами.

SoftLine. В 2001 году на 5-м курсе МГУ (факульт ВМК) я пришел работать в компанию SoftLine на должность научного редактора. Компания на тот момент помещалась в трех комнатах (сейчас в ней более 3000 сотрудников), и мне посчастливилось непосредственно общаться с директором, а сегодня председателем совета директоров Игорем Боровиковым. Первые советы и уроки я получил от него, за что очень ему благодарен.

В коммерческой компании я быстро увидел разницу с учебой в университете — в первом случае важен результат, а во втором часто достаточно процесса. К сожалению, люди и в бизнесе нередко продолжают вести какие-то процессы, которые не имеют логического завершения. «Звонил, но не дозвонился», «пробовал, но не получилось», «делал, но не сделал» и т. п. Стоит набраться мужества и признаться себе, что это отговорки для того, чтобы ничего не делать. Когда вы начинаете работать в команде, подобные вещи очень быстро выходят на поверхность. Если человек действительно старался, то у него всегда есть позитивный результат, возможно, отличный от запланированного, но есть.

Я прошел путь от научного редактора до руководителя отдела из 10 человек, главного редактора всех печатных и рекламных изданий компании. За это время я понял важность набора правильных людей и выработал свой сценарий собеседований, позволяющий собирать людей в эффективную команду. Если кратко: личностные качества важнее профессиональных. Обучить сотрудника можно с гарантированным результатом, а вот переделать характер — слишком дорого и гарантий нет. Разумеется, бывают исключения.

«Яндекс». С 2007 года я работал в замечательной компании «Яндекс». За три года поучаствовал в развитии 7 разных сервисов, сезонных спецпроектах, имел возможность видеть их устройство изнутри и, главное, общаться с интереснейшими людьми внутри «Яндекса». Этот период научил меня, что любая «фича» должна иметь четкий и измеримый ответ на вопрос «зачем?». Со стороны невозможно представить, сколько аналитики, экспериментов и просто кропотливой работы стоит за каждым блоком на главной странице главного поисковика Рунета.

Когда вы делаете сервис для миллионов, не может быть мелочей, пользователи заметят все. При этом вы не можете «зависать» на вычищении продукта бесконечно, нужно делать релиз и двигаться дальше.

Навороченные настройки бесполезны, потому что ими пользуются единицы, а если вы хотите, чтобы пользователи прочитали ваш текст, то придется реально постараться. Умение писать просто и с юмором о сложных вещах — это искусство. Кроме «Яндекса» им могут похвастаться немногие, например, IKEA.

Я уверен, случайностей не бывает: все, с чем я столкнулся за время работы в «Яндексе», пришлось кстати, будь то Agile-методология, проектирование сервиса и отрисовка прототипов, защита проекта перед руководством, игра в бильярд, настольный теннис или кружок жонглирования (да, было и такое).

После «Яндекса» я сделал короткую паузу и в соответствии с внутренним запросом «создать и развивать свой проект» пошел работать в венчурный фонд. Вскоре появились единомышленники, возникла идея и появился…

Giftery. Это простой и удобный сервис, позволяющий за несколько кликов поздравить человека и сделать ему подарок — электронный подарочный сертификат. Это аналог привычного уже пластикового подарочного сертификата, но, в отличие от «пластика», он не требует физического носителя и приходит по электронной почте. Вы выбираете на нашем сайте магазин, ресторан и т. п., выбираете сумму, на которую хотите сделать подарок, — и отправляете сертификат получателю.

Подарки дарят все, кто-то чаще, кто-то реже, но это тема, понятная каждому. Уже после старта мы проводили исследования и выясняли, сколько подарков люди дарят в год, сколько они тратят на это денег и что это за подарки (об этом расскажем в следующих постах), но факт, что идея рабочая, был всем понятен сразу.

В процессе дарения подарка у людей возникает несколько типовых задач, знакомых каждому.
— Решить, что дарить.
— Потратить время на поиск/покупку подарка.
— Подарить, то есть передать подарок получателю.

Наш сервис решает все эти задачи, и, таким образом, мы экономим время пользователя (достаточно пары минут, чтобы сделать подарок), стираем расстояния (получатель может быть в другом городе или стране) и отвечаем на мучительный вопрос «что же дарить?» (получатель сам выбирает подарок).

При этом важно понимать, Giftery — это не просто сервис. Наша изначальная архитектура строилась с прицелом на масштабируемость, в результате мы создали платформу с API, и наш сайт — просто один из клиентов этой платформы, равно как социальные и мобильные приложения или любая другая площадка, имеющая выход в интернет.

Как родилось название Giftery? Не сразу. Мы придумали кучу вариантов, но в результате остался список из 3-4 названий. Ни одно из них не нравились всем нам, и поэтому выбор затягивался. А потом как-то вечером в голове вдруг сложилось слово giftery, причем не было обычных сомнений, «занято или нет», была отчетливая ясность, что это наше название. Домен был свободен, название всем понравилось, и его утвердили. Кстати, в официальном английском словаре слова giftery нет, а в Urban Dictionary оно трактуется как «место, где можно купить подарки».

Скорость. За 8 месяцев, прошедшие со старта проекта, у нас несколько раз менялись стратегия и позиционирование, люди приходили в проект и выходили из него, а продуктовый Feature List сокращался от одной страницы до нескольких строчек. За это время у нас было 5 крупных запусков, так что истории  про скорость и творческий беспорядок внутри стартапов — чистая правда.

Запустив несколько площадок, мы поняли, что сайт среди них является самой понятной для пользователя. Социальные сети, для которых мы сделали приложения, воспринимаются в первую очередь как инструмент общения и развлечения, обмена музыкой/фотками, а тратить деньги люди идут на специализированные сайты. Поэтому в конце лета мы решили провести ребрендинг и разработать вторую версию сайта. Основная цель — сделать идею сервиса и процесс выбора подарка максимально удобным для посетителя.

Новый сайт открылся 2 ноября, и мы считаем, что нам удалось сделать его понятным, удобным и красивым. Накануне Нового года мы расширяем наш каталог подарков, заполняя в первую очередь такие «подарочные» категории, как косметика, одежда и товары для детей.

Вместо заключения. Старая восточная мудрость гласит, что рыба в воде не знает, что она в воде, пока не выпрыгнет оттуда и не увидит воду со стороны. Находясь внутри проекта, часто трудно бывает подняться «на балкон» и оценить общую картину. Именно поэтому мы будем рады обратной связи от вас в этом блоге. Следите за обновлениями.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments