Кризис перекроил ландшафт российского ритейла — многие крупные и бывалые игроки под кредитным гнетом еле сводят концы с концами. На их место приходят амбициозные новички и иностранцы.

На открытии первого магазина H&M в ТЦ "Метро-полис" в Москве было не протолкнуться. Если попасть внутрь популярного -европейского супермаркета одежды еще представлялось возможным, то выстоять огромную очередь в примерочную были готовы только самые стойкие.

Шведская компания H&M присматривалась к российскому рынку около трех лет, но переговоры с девелоперами заканчивались ничем: всегда находился конкурент, готовый заплатить за аренду больше H&M. "У нас жесткая арендная политика — при определенных ценах на недвижимость открытие нового магазина просто теряет всякий смысл. В Москве цены были выше, чем в Нью-Йорке, Париже и Токио,— объясняет генеральный директор H&M Рольф Эриксен.— Сейчас все изменилось". В марте компания открыла два магазина H&M, на днях подписала договор об аренде третьего.

Выходцы из "М.Видео" Александр Зайонц и Михаил Кучмент собрались составить конкуренцию IKEA: в конце апреля они открыли на Новорижском шоссе в Подмосковье первый гипермаркет мебели и товаров для дома европейской сети Kika. До 2012 года ритейлеры рассчитывают запустить десять магазинов площадью 12-20 тыс. кв. м в крупных городах. "Пока торговый центр строился, нам удалось существенно сбить первоначальные арендные ставки",— хвастается вице-президент и совладелец Kika Russia Михаил Кучмент.

По подсчетам руководителя отдела исследований "Магазина магазинов" Евгения Коврова, в 2009 году на российский рынок вышли восемь международных ритейлеров — H&M, Kika, River Island, One Step, New Look, IKKS, GAP, Palmers. И это только начало. По информации "Коммерсанта", японская одежная сеть Uniqlo собирается открывать флагманский магазин в московском ТЦ "Атриум" на площадях "Арбат Престижа". Крупнейшая в мире сеть по продаже -компьютерных игр Game Group подписала лицензионное -соглашение с дистрибутором компьютерных игр "Новый диск" и планирует открывать магазины мультимедиа в России.

Интерес иностранцев легко объяснить: несмотря на все кризисные перипетии, они по-прежнему считают Россию развивающимся рынком, а затраты на старт резко упали (см. графики). "В кризис начинать новый проект куда проще, чем сохранить старый, обремененный долгами и арендными договорами по прошлогодним ставкам",— признает владелец франшизы на Россию одежной сети С&A Андрей Тимофеев.

Российские же игроки зачастую дают старт новым ритейл-проектам, чтобы закрыть бреши на других бизнес-направлениях. Просел рынок бытовой техники и электроники? Гендиректор сети "Эксперт" Кирилл Новиков запускает "антикризисную" сеть подержанных товаров "Комок" (см. материал "Приключения электроники"), рассудив, что экономных покупателей в кризис куда больше, чем брезгливых. Люди стали реже покупать одежду? Компания Sela открыла два магазина специализированной сети детской одежды Sela Kids — на малышах экономить не принято даже сейчас.

Интереснее всего развивать ритейл девелоперам, которые достраивают объекты, запущенные еще до кризиса. "Заполнить новые торговые центры очень сложно — в Москве ситуация еще куда ни шло, в регионах все намного хуже. Ажиотажного спроса, как это бывало раньше, уже нет",— говорит брокер по торговой недвижимости компании DTZ Сергей Котов. Строителям остается разве что создавать конкуренцию за площади ТЦ искусственным образом. К примеру, девелоперская ГК "Ташир" с июня запускает целую плеяду ритейл-про-ектов — сети мультибрэндовых магазинов в сегментах "средний" и "средний минус" "Модный альянс" и "Модный альянс Jeans" на площадях до 6 тыс. кв. м. А на небольших площадках (100-200 кв. м) "Ташир" собирается развивать сети сувениров и подарков "Барон", магазины мультимедийной продукции "Медиа стар", парфюмерные магазины SK Parfum и даже аптечную сеть "СК фарма". На запуск каждого, к примеру, "Мод-но-го альянса" уйдет 165 млн руб., зато открыть новый ТЦ компания может с минимумом сторонних арендаторов. "Ритейл пострадал от кризиса куда меньше, чем девелопмент,— рассуждает вице-президент и совладелец "Ташира" Виталий Ефимкин.— А собственные магазины помогут нам нормально запустить региональные торговые центры".

И правда, за I квартал 2009 года Росстат зафиксировал снижение товарооборота непродовольственных товаров на 26%. На рынке коммерческой недвижимости все еще хуже: по данным исследования Colliers International, в I квартале снижение запрашиваемых клиентами ставок аренды составило в Москве в среднем 40-60%.

На руку стартаперам множество факторов: и подешевевшая аренда, и умерившиеся аппетиты персонала, и упавшая в цене реклама. Против них только два: подорожавшие кредиты и снижение покупательной способности населения (по данным Росстата, за I квартал 2009 года доходы населения упали на 2,3%). Впрочем, можно обыграть и этот момент, предложив потребителям экономичный "антикризисный" формат магазина. Были бы свободные деньги.

Виталий Ефимкин, вице-президент и совладелец ГК "Ташир":
"Посещаемость торговых центров не уменьшилась, а те, кто рос любой ценой и набрал долгов, закрывают магазины. Мы наблюдаем настоящее очищение рынка".

 

Низкий старт

"Секрет фирмы" оценил плюсы и минусы открытия нового магазина в 2009 году и годом ранее. Выяснилось, что сейчас плюсы преобладают. 
 

Главный козырь стартаперов — снизившаяся стоимость аренды как самих магазинов, так и складов, офисов. Сократились также расходы на ремонт помещений — по данным Ассоциации строителей России, с сентября 2008 года по апрель 2009-го цены на стройматериалы упали на 15,29%. С персоналом ситуация сложнее. По словам директора по развитию компании Manpower Ирины Кургановой, искать линейный персонал стало легче и быстрее, но уровень оплаты практически не изменился. Многие ритейлеры лишь сократили фиксированные оклады в пользу бонусов от объемов продаж.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments