Мнение эксперта: Олег Вайнберг, IT-директор сети "Кей"

 

 

— Олег, как Вы оцениваете объем/процент неудачных внедрений ИС в ритейле на сегодняшний день?

— К сожалению, я не располагаю такой информацией. Но это не от всеобщей закрытости, а оттого, что неизвестны цели внедрения. Они не декларированы публично, а зачастую и не декларированы вообще. Оттого и не возможно определить, насколько внедрение удачное, то есть насколько мы приблизились к цели. Чего добивались? Перейти на новую платформу и не обрушить бизнес? По вашему мнению, этого недостаточно? Когда AMD внедрял SAP, отгрузка процессоров была остановлена, по слухам, на месяц. Какой ритейл устоит, если закроет двери своих магазинов на месяц? Или целью было повышение оборота? Или оборачиваемости склада? Или снижение издержек? Или повышение капитализации? Или…?

— Какие факторы являются основополагающими для успешного внедрения ИС?

— Наличие ясных целей, которые отвечают критериям SMART. Наличие спонсора проекта. Наличие руководителей проекта со стороны заказчика и исполнителя. Успех проекта – это на 80% заслуга исполнителя. А вот неудача – это на 80% «заслуга» заказчика.

— Кто должен принимать участие в выборе ИС?

— Руководитель проекта. Очень хорошо, если ИТ-Директор является еще и архитектором бизнес-процессов. Это позволит сделать выбор более обоснованным. Тогда можно поручить выбор ему. А вообще, выбирать надо команду. Выбор системы во многом лотерея, поскольку я еще не встречал ни одного специалиста, который хорошо знал бы несколько платформ, например SAP и Axapta и мог бы, сравнивая их особенности, сказать, какая лучше подойдет для данных условий. А, выбирая команду, задавая вопросы об удачных и, особенно, о неудачных внедрениях, чтобы понять, способен ли исполнитель осознавать и извлекать уроки, можно сделать не заведомо проигрышный выбор.

— Существует ли процедура, четкое следование которой позволит ритейлеру сделать правильный выбор ИС? Можете ее описать вкратце?

— Я таковых не знаю.

— На что надо обращать особое внимание при выборе партнера по внедрению ИС?

— На команду. На то, сколько удачных и неудачных внедрений было. Как объяснены неудачи. Какие сделаны выводы. Очень полезно поговорить с «пострадавшими». Можно узнать о массе подводных камней.

— Как изменения, вызванные внедрением ИС, сказываются на работе персонала? Как быстро они адаптируются к новым условиям работы?

— Это очень зависит от того, насколько грамотно проводились изменения. Если использовали стандартную трехшаговую модель — размораживание-дрейф-замораживания — и стиль изменений выбран адекватно темпу (директивно-диктаторские для быстрых, или долгие разъяснения для плавных) – проблем не возникает. Основная проблема – обучение персонала. Как ни старайся, все равно это «бокс по переписке». Человек тренируется на моделях, на пользовательских скриптах и процедурах. Ни кто не будет для тренировок строить модель склада в масштабе 1:1. Поэтому старт новой системы – это всегда шок. Как он будет пережит – зависит от готовности команды внедрения делать нестандартные шаги, от ее способности быстро находить решения и обходиться неделями без сна.

— Существуют ли специальные тренинги или курсы, позволяющие персоналу быстрее освоить новые правила и условия работы? В какой момент времени их надо проводить?

— Такие тренинги должны быть обязательно включены в план работ по внедрению системы. Их можно очень хорошо совместить с интегральным тестированием системы. Необученный пользователь найдет такие ошибки, о которых опытный разработчик никогда не догадается. Другое дело, что в деле обучения эти тренинги помогают меньше, чем хотелось бы. Но без них было бы совсем плохо.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar