Для торговли натуральными продуктами из фермерских хозяйств не подходят секции в торгово-офисных центрах. К такому выводу пришли в компании "ИванаРегионТорг", развивающей сеть магазинов "Стандарт Вкуса", и пересмотрели концепцию развития. Две точки "офисного" формата, открытые весной 2012 г., спустя год были закрыты.
Экспансии основного формата "у дома", в котором сейчас работают три магазина "Стандарт Вкуса", мешают высокие арендные ставки, рассказал Retailer.RU генеральный директор компании Сергей Двойных. Решить эту проблему топ-менеджер хотел бы с помощью коммерческого лизинга. "Сейчас мы ведем переговоры с несколькими банками, — рассказывает он. — Если до конца года удастся достичь договоренностей, в следующем году мы откроем три новых объекта на площадях, которые выкупят для нас банки. В этом случае мы будем платить за пользование помещениями чуть больше, чем стоимость аренды. Зато через некоторое время объекты перейдут в нашу собственность".
Пока же ритейлер делает ставку на нестационарную и онлайн-торговлю.
В модных местах
Первые три тонара "Стандарт Вкуса" работают с начала ноября на территории столичного торгово-выставочного комплекса "Дизайн-завод "Флакон". В ассортименте — фермерская молочная и мясная продукция, чай, кофе, сэндвичи, выпечка, хлеб и снеки — всего около 100 SKU. "Объекты работают в тестовом режиме. Если проект окажется удачным, мы будем открывать такие точки в других модных московских местах", — говорит Сергей Двойных.
Формат "магазина на колесах" используется и для сезонной торговли. В этом году тонары работали с мая по октябрь в коттеджных поселках Картмазово на Киевском шоссе и Летово на Калужском шоссе. Следующий сезон ритейлер планирует встретить 5−7 такими точками.
На низком старте
Кроме торговли "с колес", в фокусе "Стандарта вкуса" — онлайн. Интернет-магазин работает с лета 2013 г. и пока обслуживает только жителей Москвы. До конца года планируется охватить Подмосковье. Для заказа доступна вся фермерская продукция и собственная кулинария (около 400 SKU), или чуть менее трети ассортимента полноформатного магазина. К середине 2014 г. товарная матрица интернет-магазина будет расширена до 1 000 позиций.
По словам Сергея Двойных, средний чек интернет-магазина в 3−4 раза больше, чем в офлайне, но по объему продаж онлайн пока отстает от продаж физического магазина. Взять эту планку ритейлер намерен к концу текущего года.
Онлайн для фермеров?
В оценке перспективности новой стратегии развития "Стандарта вкуса" мнения участников рынка расходятся. Директор по маркетингу интернет-магазина "Фреш" Анастасия Минаева считает стратегию компании верной. "Онлайн-рынок органической и фреш-продукции зарождается на наших глазах и в ближайшие годы будет расти на 300% в год, — уверена эксперт. — Срок годности некоторых продуктов, например йогуртов или мясного фарша, исчисляется несколькими часами. Работа с клиентом онлайн позволяет производить такую продукцию под заказ. А в офлайне ты неизбежно сталкиваешься с товарными потерями и должен закладывать их в цену продукта". Сезонную и нестационарную торговлю Анастасия Минаева считает также хорошо зарекомендовавшим себя формат для продажи фермерской продукции.
Офлайновые игроки премиального формата настроены более скептично. "Стандарту вкуса" рано выходить в Интернет, — считает генеральный директор сети "Глобус Гурмэ" Андрей Яковлев. — Чтобы завоевать доверие потребителя, сначала нужно открыть больше офлайновых магазинов. Кроме того, чем больше и известнее сеть, тем легче получить более выгодные условия от арендодателя".
Нестационарную торговлю и запуск сезонных магазинов генеральный директор компании "Азбука вкуса" Владимир Садовин считает оправданными именно в качестве "разведки местности" для оценки платежеспособности аудитории и востребованности того или иного ассортимента, но не в качестве постоянного формата.
Справка
Сеть "Стандарт вкуса" вышла на рынок в 2012 г. (розничный проект ГК "Ермак"). На конец ноября 2013 г. насчитывает три магазина в Москве и управляет одноименным интернет-магазином. Выручка в 2013 г., по прогнозам компании, составит $3 млн.