Любое изучение реальных экономических данных натыкается на несовершенную статистику. Я про это уже много раз писал, эта тема вызывает многочисленные споры, поскольку правоверные либерасты в принципе не могут ставить под сомнение официальные цифры «либеральной империи», а экономиксисты обязаны поддерживать эти данные исходя из корпоративной этики. Так что этих не переубедишь – недаром, в моей дискуссии с белорусским либералом последний назвал сомнение в официальных цифрах «конспирологией» — которая для всех является ругательным словом.
Отметим, что наша критика официальной экономической статистики, что США, что МВФ, что Росстата (последний, впрочем, как говорил в интервью его предпоследний руководитель, во многом является филиалом МВФ), никак не может быть конспирологией, поскольку мы открыто и прямо говорим, где именно в методиках сидят нарушения. Часто об этом говорят и в США (например, не так давно Бернанке прямо признал, что официальная статистика занижает показатели безработицы), но воз и ныне там.
Тем более интересно смотреть на те показатели, которые можно сравнивать. Разумеется, и тут нужно смотреть очень внимательно, поскольку в месяцах может быть разное количество дней, поскольку иногда меняются внешние условия, и так далее, и тому подобное. Но бывают и очень удобные примеры, один из которых случился не так давно. Дело в том, что в США есть такой день – «черная пятница» после Дня благодарения (американский праздник), которым обычно открываются рождественские распродажи. И объем покупок в этот день очень хорошо показывает покупательскую активность в целом.
В этом году это день пришелся на 23 ноября, и результат оказался разочаровывающим. Покупатели в США потратили лишь 11,2 млрд. долларов, во всяком случае, об этом свидетельствуют данные аналитической компании ShopperTrack. В прошлом году расходы составили 11,4 млрд. долларов, что на 1,8% больше. Отметим, что на самом деле разница еще больше, поскольку это номинальные цифры, не учитывающие инфляцию, а она по потребительским товарам в США вполне заметная.
Тут, разумеется, тоже нужно учитывать различные тонкости. Например, некоторые сети (включая самую крупную – ВолМарт) открыли свои магазины для распродаж уже в непосредственно в День Благодарения – в 8 вечера. Кроме того, резко выросли интернет продажи — по оценкам компании IBM, продажи через интернет в День Благодарения выросли на 17,4%, а в "черную пятницу", которая следует за праздником, на 20,7% по сравнению с показателями 2011г.
Про открытие магазинов накануне ничего сказать не могу – для оценки объема покупок, сделанных в четверг, у меня просто нет данных. Интернет-торговля, скорее всего, тут особо не влияет – хотя она быстро растет, в целом – пока ее влияние не настолько велико. Но общая ситуация выглядит однозначно: скорее всего, никакого роста продаж в США за год не наблюдалось. И это говорит о состоянии дел в экономики лучше, чем любые официальные показатели.
Данные по безработице и инфляции можно подогнать и переоценить: тут главное правильно подобрать методику. Что, собственно, статистические ведомства США регулярно и делают. Разумеется, есть альтернативные расчеты, причем крайне убедительные, когда в качестве базы берутся не какие-то доморощенные расчеты, а официальные же методики статорганов США – только действующие раньше. Результаты получаются вполне веселые: http://worldcrisis.ru/crisis/490369 . Но они все равно проигрывают в спорах с перечисленными выше персонажами (либерастами и экономиксистами), поскольку те требуют именно официальных цифр.
Ну, вот вам официальные цифры. За год, несмотря на то, что Обама вкачал в спрос только бюджетных денег на триллион долларов (тут особо не поспоришь, это тоже цифры официальные), расходы не только не выросли, но даже существенно сократились. А это означает, что экономика США уж точно не находится на подъеме – скорее, речь должна идти о спаде, хотя пока не очень активном.
Отметим, кстати, что из приведенных цифр понятно, почему все так боятся пресловутого «фискального обрыва». Дело в том, что увеличение налогов и снижение расходов бюджета сразу же резко отразится на спросе. Поскольку он и так находится, прямо скажем, не в лучшем положении, администрации Обамы категорически необходимо увеличивать социальные расходы бюджета, но никак не сокращать их. Если он не найдет общего языка с республиканцами, еще до начала своего нового срока ему придется находить очень убедительные слова для объяснения гражданам причин резкого ухудшения их положения.
Но даже если и найдет – ситуация принципиально не улучшится. Фактически, сегодня спрос в США поддерживается только денежной эмиссией – а она означает рост инфляции. По какому механизму она пойдет тут не очень принципиально – тут и прямой, монетарный рост цен, и инфляция издержек. Главное, что остановить спад спроса у денежных властей США явно не получается – и показатели первого дня распродаж это убедительно показывают.