Объем услуг по ремонту и пошиву одежды, по данным Петростата, вырос в январе 2010 г. на 7%, а ремонт и изготовление обуви — на 13,5% по отношению к январю прошлого года. Оборот розничной торговли снижается — в январе 2010 г. он составил 50,7 млрд руб., что в товарной массе на 3,2% меньше, чем в январе 2009 г. Оборот непродовольственной розничной торговли в январе 2010 г. — 27,5 млрд руб. против 29,7 млрд руб. годом раньше.
С начала кризиса сфера услуг набирает обороты на фоне спада торговли, утверждает Анна Зимова, которой принадлежит сеть ателье «Пуговка». По ее данным, в январе 2010 г. оборот «Пуговки» вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Клиенты экономят, а ремонтировать одежду дешевле, чем покупать новую. По словам Зимовой, раньше клиенты чаще заказывали новую одежду или просили укоротить новые вещи, а теперь стало больше заказов на ремонт.
В целом по сети оборот вырос на 10-13%, говорит Кирилл Виноградов, руководитель отдела развития сети ателье «Проворный ткачик». По его словам, все чаще в ателье несут не новые вещи для подгонки по фигуре, а уже бывшие в употреблении, за счет чего и растет число заказов.
Выручка в 2009 г. сократилась на 10-15% по сравнению с прошлым годом, говорит Яна Индюкова, управляющая сетью мастерских по ремонту элитной обуви «Баден». Она связывает это с уменьшением числа покупок новой обуви. Клиенты заказывают более дорогостоящие и трудоемкие услуги, но число заказов сократилось, из ремонта обуви мы превращаемся в реанимацию обуви, сетует она.
По словам Виноградова, кризис отразился только на франчайзинговом направлении «Проворного ткачика» — стало меньше обращений по покупке франшизы, хотя в феврале открылась новая точка в Москве.
У ателье достаточно высокая рентабельность и небольшие первоначальные вложения — 300 000-500 000 руб., говорит Зимова. Сеть «Пуговка» окупилась за два года. Сложность, по ее словам, в выборе помещений.
В торговом центре «Сенная» работают химчистка, ремонт обуви и небольшое ателье. «Максимальная площадь таких операторов — около 20 кв. м, они не приносит большого дохода, однако нужны для удобства покупателей, для полного сервиса», — рассказывает Иван Беркольцев, директор по развитию «Концерна Питер», который управляет центром.
Кризис приучил людей быть более бережливыми, однако это не глобальный тренд, говорит один из участников рынка одежды. По его словам, спрос на одежду стабилизировался в прошлом году. Услуги ремонтных мастерских недешевы и сопоставимы с переходом на более демократичные марки, утверждает ритейлер. Падение спроса на одежду среднего сегмента другой оператор одежды оценивает в 5-10%.