Для бизнеса наступило время испытаний, показал четвертый ежегодный опрос членов советов директоров российских компаний, проведенный PwC. Почти половина компаний (49%) считают, что основная задача сегодня адаптироваться к новым реалиям, чтобы выжить. Треть директоров (34%) настроены на позитив и надеются "не упустить свой шанс", который дарит им кризис. При этом главной проблемой остается неопределенность.

Треть директоров (32%) не берутся прогнозировать результаты деятельности своих компаний через пять лет. Для них на первый план выходит проблема геополитической неопределенности: 86% респондентов указали именно ее в качестве основной угрозы. Неудивительно, что только 16% руководителей российских компаний "весьма уверены" в росте выручки их компаний в последующие 12 месяцев.

— В этом году и директора, и руководители крупных российских компаний очень осторожны в своих прогнозах или вовсе не берутся делать какие бы то ни было прогнозы. Совершенно очевидно, что вызовы, с которыми компании сталкиваются здесь и сейчас, подрывают уверенность советов директоров в развитии бизнеса в долгосрочной перспективе. Немало директоров говорят, что не имеют представления о том, будут ли их компании приносить прибыль или нести убытки через пять лет, — отмечает Дэвид Грей, председатель PwC в России.

— Корпоративный сектор беспокоит прежде всего неопределенность. А она действительно сейчас велика. В текущих условиях невозможно четко планировать даже на 2-3 года. Поэтому часть инвестиционных проектов свернута, а в остальные при оценке и определении ставки дисконтирования закладывается высокая премия за риск и неопределенность, — говорит аналитик Александр Разуваев.

Большинство компаний (83%) активно пересматривают стратегию своего развития. Директор региональной сети банка "БКС Премьер" Сергей Данилов полагает, что на пересмотр стратегических планов компаний прежде всего влияют симптомы замедления экономического роста — это снижение потребительского спроса, падение инвестиционной активности, удорожание производственных ресурсов.

Кроме того, к факторам, ухудшающим корпоративные прогнозы, можно отнести нестабильность на валютном рынке и снижение доступности кредитования.

— Первостепенную значимость для бизнеса сейчас безусловно имеет большая степень неопределенности относительно ситуации в экономике. Высокая волатильность на валютном рынке, рост ставок по кредитам для юридических лиц, ужесточение кредитной политики банков, рост безработицы и снижение деловой активности, — продолжает Маргарита Горшенева, директор по развитию QB Finance, — это лишь неполный перечень факторов, которые сегодня влияют на настроения предпринимателей. Для многих крупных компаний серьезной проблемой стало давление санкционного бремени, де-факто отрезавшего доступ к иностранным рынкам заемного капитала и серьезно усложнившее работу с иностранными компаниями. Отток иностранного капитала и снижение активности нерезидентов также оказывает сильное влияние. Все это мешает формированию долгосрочных планов по развитию бизнеса и инвестиционных программ на перспективу свыше года.

Сами топ-менеджеры среди ключевых факторов, влияющих на долгосрочные и среднесрочные планы компаний, назвали девальвацию рубля (68%) и затрудненный доступ к капиталу (58%). Санкции оказывают негативное влияние на 62% компаний, однако только 11% называют это влияние значительным. Еще 10% утверждают, что санкции благоприятно отразились на их бизнесе, свидетельствует опрос PwC.

— Почти двукратное падение цен на нефть, высокая волатильность на валютном рынке, санкции со стороны западных стран, а также сокращение внешнеторгового оборота с Украиной — эти факторы в той или иной степени влияют на экономические условия, в которых компаниям предстоит развиваться в ближайшие годы, — полагает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ". — Конечно, сейчас им стоит в большей степени сосредоточиться на том, чтобы минимизировать риски, а также попытаться извлечь выгоду из происходящих кардинальных изменений, чтобы в будущем опираться уже на сформированный в это сложное время задел. Также компаниям стоит держать в уме изменения, которые могут произойти на фоне проведения долгожданных структурных реформ в отечественной экономике.

Только 37% всех опрошенных руководителей крупнейших компаний мира и лишь 14% руководителей российских компаний абсолютно уверены в том, что ситуация в мировой экономике улучшится в ближайшие 12 месяцев. При этом 64% директоров ожидают, что их компании получат прибыль в 2015 году. Интересно, что никто из респондентов не предполагает, что их компании получат крупные убытки через пять лет.

— Безусловно, сейчас все мы надеемся на то, что геополитический фактор перестанет оказывать влияние на экономику и бизнес, но сейчас большинству приходится учиться жить и работать в новых условиях. Сокращение инвестпрограмм, корректировка численности штата сотрудников, отказ от непрофильных и неликвидных активов — это все "стандартная" в кризисных ситуациях программа мер, призванная решить текущие проблемы, однако для того, чтобы работать на перспективу и строить долгосрочные планы, необходимо больше стабильности и меньше влияния геополитических факторов на экономику, — отмечает Маргарита Горшенева.

Три из четырех компаний (77%) уделяют первоочередное внимание повышению операционной эффективности. Антикризисные меры принимают в 40% компаний. При этом 38% компаний вынуждены приостановить крупные инвестпроекты или вовсе от них отказаться.

В то же время компании стремятся максимально адаптироваться к текущим рыночным условиям и работают над диверсификацией своей продукции (38%), внедряют инновации (32%), развивают бизнес в смежных областях (32%) и изменяют приоритеты в географии ведения своего бизнеса (36%). Половина (55%) компаний расширяют деятельность на внутреннем рынке, а 28% компаний взяли курс на расширение присутствия на азиатском рынке.

Топ-менеджмент разделился на тех, кто настроен пессимистично и крайне обеспокоен возникающими рисками и тех, кто все же сохраняет оптимизм и ясно видит новые возможности в сложившейся ситуации, отмечают в PwC. Но и те и другие стали тратить больше времени на выполнение своих обязанностей в советах директоров (СД), в том числе на рассмотрение вопросов стратегического планирования, антикризисного управления, управления рисками, контроля за деятельностью менеджмента. Так, стратегическое планирование уже четвертый год подряд остается приоритетом N 1 в деятельности советов директоров российских компаний (85%). Вторая актуальная тема в этом году — антикризисное управление: хотели бы уделять этому вопросу больше времени и внимания 81% руководителей. 68% директоров хотели бы, чтобы СД их компаний уделяли больше времени и внимания вопросам планирования преемственности топ-менеджмента.

Изменились и требования к компетенциям управленцев. Работодатели вошли в фазу выживания и адаптации к быстрым изменениям (сокращение затрат, оптимизация нерентабельных направлений, поиск новых возможностей), а топ-менеджмент сейчас вырабатывает новую стратегию реагирования на изменения рынка.

— Наиболее тяжелая нагрузка у топ-менеджмента связана с наличием или выработкой компетенций по эффективной оценке персонала и быстрой его адаптации к меняющейся ситуации. Как всегда, в кризис выявляют необходимость усовершенствования навыка стабильной обратной связи по любому из направлений бизнеса, например, работа с контрагентами. При этом качественная и стабильная двусторонняя обратная связь дает возможность ежедневного управления небольшими изменениями по процессу, но эффективно влияет на совокупный результат в конце месяца, квартала, года, — говорит Елена Тимошкина, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства "Юнити".

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments