Несмотря на рост британской экономики, с улиц городов исчезают магазины — по пять в день. В стране задумались над тем, как сохранить торговые улицы.

После окончания лондонской Олимпиады британцы вновь отправились по магазинам — за новой школьной формой для детей, за зимней одеждой. Согласно данным британского Бюро национальной статистики (ONS), розничные продажи (за вычетом бензина) в сентябре 2012 года оказались на 2,9% выше, чем в сентябре 2011-го. Это помогло и британскому ВВП: в июле–сентябре он вырос на 1%.

Казалось бы, хорошие новости для ритейла, особенно накануне Рождества. Однако одновременно с данными о росте розничных продаж была обнародована и другая статистика: за первые шесть месяцев текущего года в Британии закрылось 953 сетевых магазина, в то время как за весь прошлый год — 174. Многие розничные бренды вообще исчезли. О банкротстве объявили спортивные магазины JJB Sports, сеть магазинов открыток Clinton Cards, продавец компьютерных игр Game, шоколадная сеть Thornton’s, одежная Peacocks и обувная Barratts. Многие сетевые ритейлеры намерены сократить число магазинов и сосредоточиться на продаже товаров через интернет.

Британские газеты забили тревогу: статьи под заголовками «Торговым улицам грозит исчезновение» появляются с завидной регулярностью. В октябре для спасения розницы под руководством министерства бизнеса была создана специальная рабочая группа. В нее вошли представители ритейла, владельцы коммерческой недвижимости, ассоциация местных властей и банки Lloyds Banking Group и Royal Bank of Scotland, в которых правительство имеет контрольные пакеты акций.

Удастся ли воспрепятствовать исчезновению торговых улиц, будет зависеть от перемен, происходящих в стране, и от того, как на эти перемены отреагируют ритейлеры. В настоящее время в Британии низкая рождаемость, а значит, население стареет и, как результат, становится менее мобильным. К тому же у британцев растет аппетит к онлайн-шопингу. По данным компании Kelkoo, владеющей одноименным торговым интернет-сервисом, в 2011 году продажи товаров через интернет в Британии составили 80,8 млрд долларов, или 12% всего розничного оборота. А еще в 2008 году в интернете совершалось всего 8,6% покупок. В нынешнем году ожидается рост оборота интернет-розницы еще на 14% — до 92,1 млрд долларов (13,2% всего розничного оборота). Причем британцы используют интернет для покупок куда чаще своих континентальных соседей (см. график 1) и даже американцев (в США на интернет приходится 9% всех розничных продаж).

Структурная перестройка

Пустые витрины и заброшенные магазины в последние два года стали типичным зрелищем на улицах британских городов, особенно небольших. По данным консалтинговой компании Local Data Company, сегодня пустуют 14,6% всех магазинов. Причина закрытия — многочисленные банкротства. Двойная рецессия и высокая безработица заставили британцев экономить. «Потребители серьезно изменили свои ожидания, поэтому они предпочитают выплачивать долги по кредитным картам и потребительским кредитам, нежели тратить деньги на покупки. И это не могло не сказаться на ритейлерах», — говорит экономист банка Nationwide Роберт Гарднер.

Резкий рост числа пустующих магазинов (см. график 2) не стал сюрпризом для экономистов. В первой половине 2012 года число закрытий превысило число открытий (на 1,4 процентного пункта). При этом в 2009 году, когда британская экономика находилась под влиянием банковского кризиса, число новых магазинов росло — на 1,2%. Масштабное закрытие сетевых магазинов отрицательно сказывается на независимых ритейлерах, на которых приходится две трети всего числа магазинов, так как сетевые бренды остаются магнитом для покупателей и формируют характер торговых улиц.

Там же, где магазины продолжают работать, зачастую можно наблюдать обшарпанные стены домов и торговых центров: владельцы коммерческой недвижимости не могут или не желают тратиться на ремонт, но при этом не хотят продавать помещения и списывать свои долги. Кроме того, многие отказываются снижать арендные ставки, поэтому о привлечении новых ритейлеров не может быть и речи. Высокие ставки нужны для оплаты долгов. «Значительная часть коммерческой недвижимости строилась во время кредитного бума в середине прошлого десятилетия. И ее владельцы обременены значительными долгами. Зачастую даже продажа недвижимости не может покрыть расходы ее владельцев, которые рассчитывали на продолжение потребительского бума», — рассказывает Натали Берг, аналитик консалтинговой компании Planet Retail.

Это означает, что владельцы коммерческой недвижимости и банки, предоставлявшие им кредиты в прежние годы, оказались в одной лодке. И перед теми, и перед другими стоит дилемма: инвестировать в недвижимость в надежде продать ее в будущем по более высокой цене или же продать сегодня, несмотря на убытки. Пока они придерживаются второго варианта, и в результате простаивающих розничных площадей становится все больше.

«Мы признаем, что наши торговые улицы переживают процесс структурной перестройки, а не просто реагируют на экономический цикл — ведь со временем мы выйдем из кризиса, — говорит Марк Уильямс, возглавляющий группу по спасению торговых улиц. — В стране слишком много магазинов, часто неверного размера и с недостаточными инвестициями. Чтобы сохранить торговые улицы, нужны значительные инвестиции, как частные, так и государственные. По сути это инфраструктурные проекты, которые определят вид наших городов на ближайшие пятьдесят-шестьдесят лет».

Гибрид улицы и интернета

Рабочая группа только приступила к своей деятельности, поэтому детальных рекомендаций, что делать с торговыми улицами, у нее пока нет. В конце октября прозвучало лишь первое предложение правительству — не выдавать новых разрешений на строительство торговых центров за пределами городов.

В целом это отражает выводы двух недавних исследований, проведенных по заказу министерства бизнеса. Автор первого — Мэри Портас, консультант по розничной торговле и известная британская телеведущая. Портас предложила политику приоритета городских центров — торговые улицы в городах, а не торговые центры в чистом поле, на строительство которых она призвала объявить трехлетний мораторий. Кроме того, Портас считает, что торговые улицы должны стать разнообразнее за счет отказа от концентрации однотипных ритейлеров, например магазинов одежды. На улицах должны быть не только магазины, но и кафе, и точки торговли продуктами, например мини-маркеты. Вернуть жизнь на торговые улицы могут регулярные ярмарки местной фермерской продукции. «Подобные ярмарки будут привлекать покупателей, которые будут заглядывать и в магазины. Ярмарки на лондонской Портобелло-роуд проходят два раза в неделю, и это значительно увеличивает оборот магазинов, расположенных на улице и в ее окрестностях», — подводит итог своего исследования г-жа Портас.

Другое исследование о перспективах британской розницы подготовила консалтинговая компания Experian. По мнению авторов отчета, торговые улицы должны смириться с тем, что для совершения покупок все чаще используется интернет, и сконцентрироваться на персональном обслуживании покупателей, а также на возможностях социализации и проведения досуга. Отчасти это вызвано демографической ситуацией в стране: всего через десять лет британцев старше 70 лет станет на три миллиона больше. И чтобы сохраниться в будущем, торговые улицы должны предоставлять те возможности, которые важны для людей пожилого возраста: медицинские услуги, аптеки, кафе, а также торговые зоны, безопасные и легкодоступные для лиц с ограниченной мобильностью.

«Торговым улицам нужно будет найти новый баланс. Они должны совместить удобство с высоким качеством обслуживания. Потому что лишь это сможет привлечь покупателей, которые иначе будут заказывать товары в интернете. Причем магазинам придется привыкнуть к технологическим переменам. Так, многие из ритейлеров будут продавать товары через интернет, однако они должны давать удобную для многих потребителей возможность забрать их в своих магазинах в центрах городов», — говорит Джеймс Миллер, консультант Experian. Торговые улицы должны стать онлайн-хабами и сочетать традиционную и онлайн-розницу.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments