"Сейчас в бизнесе самый большой спрос на оздоровительно-похоронные услуги",— заявил в одном из своих интервью Петр Золотарев, генеральный директор Amtel-Vredestein. С 2007 года он пытался вывести предприятие из кризиса, но задача оказалась невыполнима: в начале июне компания подала в арбитражный суд иск о собственной несостоятельности.

Примеров, когда наемный менеджер спас компанию, в России практически нет. Последний год ими тоже не порадовал. Так, Роману Хоменко не удалось вытащить из долговой ямы "Арбат Престиж". Руслан Филатов, успешно руководивший сетью электроники Dixis в период стабильности, не смог вывести ее из кризисной ситуации — его уволили в конце 2008-го, а в компании сейчас заканчивается процедура банкротства.

Российский бизнес сегодня остро нуждается в профессиональных антикризисных менеджерах. Но найти специалистов с необходимым опытом чрезвычайно сложно.

Заложники кризиса 

Годы стабильного экономического роста разучили российских директоров работать с проблемными предприятиями. "Специалисты по спасению компаний — это жесткие управленцы, способные воспринимать большие объемы информации и мгновенно принимать решения,— говорит управляющий партнер Ward Howell Антон Дерлятка.— Они вынуждены много времени уделять тактическим задачам, составляя короткие планы на полгода-год". Если на этом функции руководителя заканчиваются, то он скорее всего исполняет роль похоронного агента, который готовит бизнес к банкротству. В отличие от "могильщиков" менеджеры-спасатели должны не просто сократить расходы, но и разработать новую стратегию компании. Карлос Гон, спасший от банкротства сначала Renault, а затем Nissan, как-то сказал, что его не интересуют уволенные рабочие на закрытых заводах: деньги, которые компания тратила на их зарплату, нужны для разработки новых моделей машин. В 1998-м, через год после радикального сокращения расходов на Renault, Гон представил практически полностью обновленную модельную линейку завода, благодаря которой продажи концерна пошли вверх.

Кризис ставит перед современными российскими руководителями новые задачи. Консалтинговая компания DeTech опросила более сотни топ-менеджеров России и Украины в 2006-м и 2009 годах, предложив им проранжировать список компетенций, важных в их работе. По словам директора по развитию DeTech Светланы Симоненко, изменение в приоритетах налицо (см. таблицу). Так, из топ-5 вылетела компетенция "развитие подчиненных" — CEO этим жертвуют, когда речь идет о выживании компании. На второе место менеджеры поставили "планирование и организацию": если ресурсов нет, надо аккуратно распоряжаться тем, что осталось. Кроме того, сегодня важно уметь управлять людьми, четко ставить им задачи и проявлять инициативу. А вот лидерство необходимо всегда — и на растущем рынке, и во время кризиса. Одним словом, российским антикризисным менеджерам придется обучаться прямо "в бою".

С чистого листа 

Рискнуть и возглавить проблемное предприятие сегодня готов не каждый. Большинство антикризисных управленцев решились на это, чтобы испытать себя и сделать шаг вверх по карьерной лестнице. Ольга Турищева, например, поменяла кресло директора венчурных бизнесов "Вымпелкома" на должность генерального директора Rambler Media. Нередко директоров проблемных предприятий собственники находят среди управленцев второго звена: к примеру, бывший коммерческий директор становится главой компании, как это произошло на подмосковном заводе "Электросталь". Собственники хотят видеть во главе своего бизнеса человека, которого они хорошо знают.

"Подбирая антикризисного менеджера, акционеры часто обращаются к кандидатам с финансовым или юридическим опытом работы",— говорит Антон Дерлятка. В нынешних условиях связи с финансовыми институтами и возможность найти источники финансирования очень важны. Но российская специфика добавляет еще одну сферу, откуда приходят новые антикризисные менеджеры,— госслужба: поддержка со стороны властных структур крайне необходима для предприятий во многих сферах экономики. Так, недавно назначенный руководителем "Псковкабеля" Владимир Кушнир несколько лет являлся заместителем главы администрации Псковской области.

План спасения 

В мировой практике антикризисные менеджеры на одном месте долго не работают. "Их карьера в компании продолжается от года до двух с половиной, реже — около пяти лет. Все дело в том, что они зачастую нужны для реализации крайне непопулярных мер. Представьте себе, каково работать новому директору, если среди главных задач у него значатся: переезд офиса на окраину города, сокращение зарплат и увольнение части сотрудников. Коллектив возненавидит его с первых же дней",— считает Сергей Казюков, руководитель практики "Страхование" рекрутинговой компании Antal Russia.

Антикризисные менеджеры имеют более высокий уровень ответственности по сравнению с директорами стабильных предприятий, но на их доходах это отражается не всегда. Вознаграждение антикризисного менеджера в среднем составляет $15-18 тыс. в месяц, из них 50% — бонус. Такие же суммы, кстати, получают и директора стабильных компаний — прибавки за вредность для антикризисных специалистов не предусмотрено. А вот риск не получить оговоренный бонус у "спасателей" гораздо выше. Кроме того, в случае нескольких неудач есть шанс вообще навсегда испортить свою репутацию.

"Секрет фирмы" встретился с генеральными директорами, которые недавно возглавили проблемные компании. Всем им впервые предстоит попробовать свои силы в антикризисном менеджменте. Если опыт первопроходцев окажется удачным, то, возможно, в России начнет формироваться новый класс управленцев.

Какие компетенции нужны топ-менеджерам

Место 2009 год 2006 год
1 Лидерство Лидерство
2 Планирование и организация Анализ проблем
3 Управление людьми Ответственность
4 Нацеленность на результат Нацеленность на результат
5 Инициативность Развитие подчиненных

 
Источник: DeTech

"Худшее, что можно сделать при хирургической операции,— оставить висящие куски. При спасении компании тоже нужно убрать все лишнее. Жалость тут не нужна", — Серджио Маркионне, президент Fiat 

Ольга Турищева, генеральный директор Rambler Media 

Предложение возглавить Rambler было для меня неожиданным",— утверждает Ольга Турищева. С 16 апреля она возглавляет Rambler Media, куда пришла с поста директора венчурных бизнесов "Вымпелкома". Говорит, что думала недолго: "Предложение подкупило своей сложностью и авантюрностью".

В последнее время старейший поисковик Рунета Rambler стремительно сдавал позиции. По версии TNS Gallup Media, за два года Rambler.ru переместился c третьего на пятое место среди самых популярных сайтов Рунета. В прошлом году дневной охват Rambler составлял 3,4 млн человек, а лидера Yandex — 8,7 млн. При этом финансовые показатели компании пока внушают оптимизм. Рост консолидированной выручки в 2008 году по сравнению с 2007-м составил 59% и достиг $110 млн. Однако в четвертом квартале обороты компании начали замедляться. Эксперты утверждают, что эта тенденция продолжится. В феврале Rambler Media покинул гендиректор Марк Опзумер, работавший там с начала 2007 года. Решать проблемы пригласили Турищеву.

Ее главная задача — вернуть Rambler в тройку самых посещаемых сайтов, где он находился много лет. "Нам нужно изменить динамику, развернуть компанию в сторону меняющегося рынка",— объясняет Турищева. Сейчас она работает над стратегией развития на ближайшие полтора года. "Но, пожалуй, самое важное — изменить сознание, вернуть веру в то, что мы способны вновь стать лидерами рынка",— говорит она.

Турищева считает, что ей как человеку со стороны в медийном бизнесе добиться успеха будет проще. "Если нужны революционные изменения, необходимо выйти за пределы привычного и рискнуть",— рассуждает Ольга. Пока в "способность вновь стать лидером рынка" она охотно верит сама. "Хотя через год посмотрим, не придется ли мне жалеть о своем решении перейти в Rambler",— подумав, добавляет топ-менеджер

На 15% сократился рынок рекламы в интернете в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008-го 

Евгений Бачурин, генеральный директор авиакомпании "Атлант-Союз" 

Бывший руководитель Росавиации Евгений Бачурин возглавил "Атлант-Союз" в начале апреля 2009 года. Над предложением он размышлял почти три недели: "Для меня было важно понять, есть ли у компании своя ниша на рынке. Когда понял, что перспективы есть, дал положительный ответ".

У Бачурина большой опыт работы с проблемными активами. В 1999 году он пришел в "Аэрофлот" на должность коммерческого директора. Там он выступил инициатором закрытия нескольких убыточных направлений. Антикризисный опыт пригодится ему и на новом месте. Долг "Атлант-Союза" оценивается сейчас в 5,5 млрд руб.— эта сумма образовалась летом 2008-го, когда компания взяла на себя обязательства развезти пассажиров обанкротившегося альянса AiRUnion. В результате в начале 2009 года "Атлант-Союз" допустил дефолт по лизинговым платежам. "Без финансовой помощи со стороны правительства Москвы мы не сможем развиваться,— признается Бачурин.— Но сейчас у нас есть понимание, что руководство Москвы и лично Юрий Лужков не хотят бросать компанию в это непростое время".

Еще одна проблема — падение популярности чартерных рейсов, на которые приходилось около 90% перевозок "Атлант-Союза". По данным Росавиации, в марте 2009-го количество перевезенных пассажиров в компании упало на 63,9% по сравнению с мартом прошлого года при общем сокращении отрасли на 21,8%. Сейчас Бачурин готовит антикризисную программу, которую, впрочем, предпочитает называть "стратегией дальнейшего развития". Он планирует довести количество регулярных авиарейсов "Атлант-Союза" до 80% от общего объема. Свою концепцию Бачурин представит в ближайшее время на совете директоров.

67% такой оказалась заполняемость самолетов на внутренних рейсах этой весной. В прошлом году показатель составлял 73% 

Дмитрий Кузнецов, генеральный директор агентства недвижимости МИАН

"Сейчас на рынке будет спрос на оптимистичных топ-менеджеров: чтобы переломить кризисную ситуацию, нужно самому верить, что все будет хорошо",— утверждает Дмитрий Кузнецов. В начале апреля он возглавил агентство недвижимости МИАН (входит в Kopernik Group, до октября 2008 года — ГК МИАН). В этой компании он уже работал с 1996-го по 2007 год, закончив свою карьеру в должности заместителя гендиректора. После ухода Кузнецов развивал собственные бизнес-проекты, которыми он продолжит заниматься параллельно с новой работой.

По данным Федеральной регистрационной службы, количество сделок по жилой недвижимости в 2009 году сократилось почти наполовину по сравнению с 2008-м, а рынок коммерческой недвижимости вообще просел в три раза. Kopernik Group финансовых показателей не раскрывает, но похвастать ей явно нечем: так, в апреле компания за долги передала Альфа-банку свой бизнес-центр "Северное сияние" на северо-востоке Москвы. "Сегодня на нашем рынке плохо всем, и говорить, что у МИАН особая ситуация, не приходится",— лаконичен Кузнецов.

Задача перед менеджером стоит непростая — превратить МИАН в агентство федерального уровня. В конце прошлого года руководство холдинга обещало, что к 2013-му отделения МИАНа будут работать во всех регионах страны (сегодня они представлены, кроме Москвы, в 20 регионах). Новые планы не столь осязаемы. "Речь идет не о количестве отделений или долях рынка, а о создании общефедерального брэнда, увеличении числа партнеров, определенном уровне сервиса",— говорит Кузнецов. Впрочем, даже такие задачи требуют финансирования, так что успех Кузнецова во многом будет зависеть от того, найдется ли у его нанимателей достаточно денег. И оптимизма.

10,27% составило, по данным Ассоциации строителей России, снижение стоимости новых квартир в стране с осени 2008 года 

Павел Крапчитов, генеральный директор УК МДМ

Смена руководства в УК МДМ произошла перед самым Новым годом, когда гендиректором назначили Павла Крапчитова, который раньше был управляющим директором. Его предшественник Арен Апикян покинул компанию. "При назначении, думаю, сыграло роль то, что у меня уже был опыт управления УК — ранее я возглавлял компании "Паллада эссет менеджмент", "Вектор", "Аккорд эссет менеджмент". Кроме того, за мной оставили и прежние мои функции главного управляющего активами",— объясняет Крапчитов.

Управляющие компании переживают сейчас не лучшие времена. По итогам 2008 года стоимость чистых активов под управлением УК МДМ снизилась примерно на 40%. Крапчитов говорит, что каких-то особых целей акционеры перед ним не ставили: "Финансовый кризис, скорее всего, не лучшее время для осуществления глобальных планов. Сейчас моя задача — обеспечивать работу компании и зарабатывать клиентам пусть умеренный, но стабильный доход". Пока своим единственным достижением на новом посту он считает сохранение коллектива и широкой линейки продуктов: "Я смог убедить в правильности этого решения акционеров. Кроме того, мы практически не сократили число инвестиционных стратегий, которые предлагаем клиентам".

Кризис означает много дополнительной и не всегда благодарной работы, размышляет Крапчитов. В такой период в качестве руководителя акционерам, по его словам, надо выбирать что-то вроде рабочей лошадки. По данным агентства "Эксперт РА", в первом квартале 2009 года управляющие компании потеряли 8% средств, или 32 млрд руб. Большинство аналитиков ожидают, что тенденция сохранится и к концу года рынок просядет еще на 20-30%. Везти свою компанию под гору финансовым "лошадкам", в отличие от обычных, весьма непросто.

12% от общего числа российских клиентов УК отказались от услуг своих компаний с начала этого года 

Владимир Кушнир, генеральный директор ОАО "Псковский кабельный завод" 

Владимир Кушнир возглавил "Псковкабель" 2 апреля, сменив на этом посту Виктора Кукушкина, который стал его замом. До этого Кушнир два года работал коммерческим директором Псковского завода механических приводов — оба предприятия входят в ГК "Технология металлов". По словам топ-менеджера, на новую должность он согласился без особых опасений, так как знал требования холдинга и вполне доверял его руководству.

На предыдущем месте работы Кушнир успешно провел модернизацию завода. Но сейчас перед гендиректором стоит более сложная задача — вывести "Псковкабель" из кризиса, вызванного массовым сокращением спроса на его продукцию.

Как и все предприятия отрасли, завод переживает не самые простые времена: первые месяцы 2009-го среднемесячная загрузка мощностей ОАО "Псковкабель" составила 800 тонн — это 77% среднемесячной загрузки 2008 года. "Моя основная задача — достигнуть докризисных объемов производства за счет снижения себестоимости выпускаемой нами продукции, а в дальнейшем создать на существующей базе современное предприятие",— объясняет Кушнир.

Генеральный директор пока знакомится с коллективом и изучает производство: "Я считаю, что настоящий руководитель должен не просто знать предприятие, а чувствовать его. Для этого требуется время, поэтому говорить о полном вхождении в курс дела мне еще рано". По мнению Кушнира, благополучные для экономики годы слишком расслабили менеджеров: "Кризис стал хорошей встряской для всех нас". Сейчас новому руководителю "Псковкабеля" предстоит доказать, что встряска пойдет на пользу и ему, и заводу

15% — на столько, по данным "Рускабеля", упал объем выпуска кабельной продукции в I квартале 2009 года  

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments