Развитие технологий и сложные социальные процессы, которые происходят последние 10−15 лет, диктуют бизнесу новые правила игры, которые необходимо соблюдать, чтобы быть эффективным. Ответственность, открытость и широкий взгляд на вещи – все это образует понятие «осознанный капитализм», эпоха которого должна наступить, а точнее, уже наступает.
Один из выдающихся представителей современного менеджмента профессор Университета Бентли, основатель Института осознанного капитализма (Concious capitalism institute) Раджендра Сисодиа в интервью «Эксперту С-З» рассказал о том, как меняется окружающий мир, как эти процессы влияют на подходы к управлению и к чему они могут привести.
Экономика знаний
– ХХI век – эпоха информационного общества и постиндустриального развития, когда происходит переоценка ценностей и по-новому выстраиваются отношения между людьми. Диктует ли все это менеджменту как науке об управлении новые вызовы и подходы, меняется ли представление о его целях и задачах?
– Стоит сказать прежде всего о том, что изменяется сама природа задач менеджмента, причем нам даже сложно осознать масштабы этих перемен. Сто лет назад сотрудники компаний занимались работой, не требующей творческого подхода. Менеджеру нужно было собрать людей, объяснить им, что нужно делать, определить обязанности каждого и проконтролировать их выполнение. Современная экономика – это экономика знаний, поскольку все большее количество работ требует креативности и все меньше напоминает труд на конвейере. У сотрудников появляются разные представления о работе – они стремятся к большей независимости и гибкости в условиях труда. Подходы к мотивации, которые были основаны на угрозе наказания или потери работы, безнадежно устарели. Сейчас нужно думать, как заинтересовать людей и объяснить им смысл того, чем они занимаются.
– Какие еще тенденции помимо перехода к экономике знаний и роста степени личной свободы человека оказывают непосредственное влияние на развитие менеджмента?
– Можно говорить о нескольких основных тенденциях в мире. Во-первых, это старение населения. Увеличивается доля пожилых людей, а в связи с этим меняется система ценностей. Средний возраст европейца составляет 43 года, американца – 46 лет, японца – 52 года. С возрастом у людей изменяются приоритеты – они менее склонны думать лишь о собственном благосостоянии.
Во-вторых, повышается уровень образования и становится больше женщин-лидеров в разных областях общественной жизни – политике, бизнесе и т.д. Женский подход к лидерству становится все более распространенным, а он, как известно, основывается на проявлении заботы и выстраивании взаимоотношений в долгосрочном периоде, в отличие от мужского, который немыслим без конкуренции и волевого доминирования.
И третья тенденция, которую я хочу выделить, – это растущее общественное самосознание. Мы задумываемся о вещах, которые прежде не приходили нам в голову. 150 лет назад рабовладение в Соединенных Штатах было приемлемым. Раньше женщины не имели права голосовать и это ни у кого не вызывало протеста, в том числе у самих женщин. 50 лет назад мы жили в сегрегированном обществе и это считалось нормой. А сейчас нам кажутся привычными другие вещи и мы даже не представляем, что может быть по-другому.
– Как это отражается на бизнесе и на подходах к управлению им?
– В общественном сознании появляется место для новых ценностей. А бизнес – думаю, мы можем это констатировать – в недостаточной степени реагирует на изменения, происходящие в мире: пересмотр системы ценностей, рост уровня образования и уровня интеллекта, о чем я еще не упоминал. Статистика показывает, что средний уровень интеллекта (коэффициент IQ) за последние сто лет возрастал на 4% каждое десятилетие. Этот факт очень важен, поскольку свидетельствует о способности людей обрабатывать информацию: теперь их не так просто ввести в заблуждение. В результате повышение среднего уровня интеллекта привело к падению доверия, в особенности к крупным компаниям. В США только 16% граждан доверяют большому бизнесу.
Результаты наших исследований позволяют выделить несколько характеристик, присущих компаниям, которые не только финансово успешны, но и положительно влияют на деловую среду. Первое – это высокая миссия. Бизнес существует не только для того, чтобы генерировать прибыль. Прибыль должна быть следствием производства полезных товаров и услуг. Второе – приверженность стейкхолдерам (заинтересованным сторонам) – инвесторам, покупателям, сотрудникам, поставщикам. Фирма может быть финансово успешной, но при этом наносить урон экологии и нарушать правила безопасности труда. Это цена, которую платит местное сообщество за создание прибыли для акционеров.
Я считаю, что бизнес способен делать вклад не только в финансовое, но и в социальное, культурное, духовное, экологическое благосостояние общества. В бизнесе принято идти на компромиссы: если я хочу снизить цены на свою продукцию, мне нужно урезать зарплаты сотрудникам. Однако если бизнес думает о том, как избежать компромиссов, это инновационный бизнес. В таком случае можно говорить об осознанном лидерстве.
– То есть может быть и неосознанное лидерство?
– Выделяются несколько подходов к лидерству, большинство из которых позаимствованы из военного дела. В этом ключе задачей топ-менеджера было увеличение стоимости акций компании на рынке. Проблема состояла в том, что топ-менеджер ориентировался исключительно на рост акций в краткосрочном периоде, поскольку, как правило, занимал свою должность в течение трех-пяти лет. У него не было стимулов заботиться о благосостоянии стейкхолдеров. Совсем другое дело – когда лидерство становится миссией. К примеру, компания, занимающаяся производством продуктов питания, объявляет своей миссией повышение уровня образования людей в области здравоохранения.
Новое лицо капитализма
– Это и есть осознанный капитализм – принятие бизнесом в качестве своей миссии некой благотворной для общества деятельности, а не просто извлечения прибыли?
– Я приведу любопытную, на мой взгляд, статистику: большинство инфарктов случается утром в понедельник. Это происходит потому, что люди ненавидят свою работу. Можно ли создать такой бизнес, который будет приносить им радость? У человека можно купить его рабочее время, но кто заплатит за его лояльность, эмоциональную вовлеченность и творчество? Люди должны быть внутренне уверены в том, что смогут реализовать свои творческие способности. Лояльность сотрудников наряду с благосостоянием покупателей и поставщиков – признак осознанного капитализма. Это означает, что бизнес осознает себя частью общества и способен оценить масштаб своего влияния на деловую среду, которое может оказаться как позитивным, так и разрушительным.
– Мы говорим о будущем бизнеса или вы делитесь уже существующим опытом?
– Количество компаний, для которых такой подход к ведению бизнеса стал привычным, неуклонно увеличивается. Оптимистичной тенденцией является растущий уровень осведомленности людей о происходящем в компаниях, так что они стремятся получить работу в так называемых хороших фирмах. Одна из причин финансовой успешности таких компаний – низкие затраты на маркетинг. Другие тратят на маркетинговые мероприятия огромные суммы, но отдача оказывается незначительной, поскольку у потребителей складывается негативное впечатление от обилия рекламы. Хорошие компании могут позволить себе тратить на рекламу сравнительно небольшие средства, поскольку прозрачность ведения бизнеса сама по себе способна обеспечить лояльность потребителей.
– Значит, прозрачный бизнес способен обойтись без значительного маркетингового бюджета и снизить цены?
– За счет сокращения расходов на маркетинг компания действительно может уменьшить стоимость своей продукции. Кроме того, сотрудники хороших компаний более производительны, лучше мотивированы и организованны, что обеспечивает низкий показатель текучести персонала, а следовательно, значительно сокращает расходы на подбор и обучение кадров.
– Выходит, современный менеджмент основан не на управлении людьми, а на умении налаживать с ними отношения?
– Нужно создавать условия, в которых люди проявят себя наилучшим образом.
– Работает ли этот подход в развивающихся странах?
– Я знаю много прозрачных компаний в Индии, вижу, что их все больше и в России. Наряду с экономическими сложностями развивающиеся страны сталкиваются с социальными и экологическими угрозами, проблемами образования и т.д. Именно поэтому компаниям необходимо принимать во внимание все эти вопросы, чтобы оправдать общественные ожидания. Устойчивого ведения бизнеса можно добиться только в том случае, если бизнес наряду с прибылью будет генерировать положительный внешний эффект от своей деятельности.