Мы живем в стране с тысячекилометровыми расстояниями и большими городами, задыхающимися в пробках. У нас есть выделенные линии и мобильный интернет, программы и интернет-сервисы для видеоконференций, веб-камеры практически в каждом ноутбуке — все реально необходимое для онлайн-общения — бесплатно или за копейки. Нам не хватает лишь умения и готовности применять онлайн-технологии.
Работа 2.0 — это идеология труда и ведения бизнеса, основанная на современных онлайн-коммуникациях. Это и экономия времени на поездках, и расширение степени свободы. Утром вы можете провести онлайн-переговоры с Новосибирском, днем выступить на конференции в Киеве, вечером обсудить по скайпу яхт-поездку с друзьями из Хорватии.
В работе 2.0 можно выделить пять направлений: 1) усиление контакта с клиентами; 2) усиление маркетинга; 3) повышение управляемости бизнеса; 4) повышение качества корпоративного обучения; 5) повышение качества жизни. Разберем их последовательно.
Если вы продаете физическим лицам сложные продукты или услуги (дизель-генераторы, туристические путевки, услуги ландшафтного дизайна и проч.), скайп-консультация — отличное промежуточное звено между интернет-магазином или корпоративным сайтом и личной встречей с клиентом. По скайпу можно в живом контакте объяснить клиенту преимущества именно вашего предложения — при этом не тратя времени клиента или менеджера по продажам на поездки. Кому клиент легче отдаст деньги — живому человеку, с которым он только что пообщался, или очередному «коммерческому предложению» в папке с десятком таких же?
Если вы продаете корпоративным клиентам, то, скорее всего, для продажи нужна целая серия встреч. Первичная презентация услуг, согласование технических заданий, календарных планов, комплектации заказа и т. д. — все это встречи. Самое опасное для продажи — «выслать коммерческое предложение», потерять живой контакт. Но каждая встреча — это время на дорогу, а при работе с другим регионом — еще и командировочные расходы.
По нашему опыту в компании практически любой отрасли до 50-60% встреч как с клиентами в других регионах, так и в своем городе можно безболезненно перевести в онлайн. Как правило, на первой, «живой», встрече оговаривается, какие из следующих встреч будут проводиться в онлайне. Туда прекрасно уходят вспомогательные встречи, обсуждение различных технических аспектов. Впрочем, известны случаи, когда даже крупный контракт, подготовка которого включала встречи на уровне первых лиц компаний, бывал заключен без единой «живой» встречи, только через онлайн-общение.
Наконец, онлайн-формат позволяет за те же деньги дать клиенту больше — дополнительную клиентскую поддержку, консультации технических специалистов и т. д. А значит, практически бесплатно повысить его удовлетворенность.