Участников рынка сотового ритейла еще пару лет назад «хоронили» все кому не лень. В них попросту не верили, а сейчас для независимых игроков наступил период ренессанса. Они открывают новые магазины, запускают продажи эксклюзивных продуктов, проводят ребрендинги и готовятся к IPO. Им в спину дышат розничные сети крупных операторов связи. Те и другие образуют современный рынок сотового ритейла. Изменения, тренды и особенности мы рассмотрим в нашем обзоре рынка Челябинской области, подготовленном аналитической группой проекта «Будь мобильным».

По оценкам аналитической группы нашего проекта, в настоящее время в Челябинске и Челябинской области насчитывается порядка 370 торговых точек, которые занимаются продажами сотовых телефонов, цифровой техники и сопутствующих товаров (без учета точек продаж б/у-телефонов). Их количество за последний год выросло на 9%.

Причем на крупнейших игроков рынка «Евросеть», «Связной», розницу «МТС» и «МегаФон» приходится более 78%. Остальная часть представляет собой крупных ритейлеров бытовой техники и электроники (у них меньшее количество магазинов), а также мелкие салоны, отдельные точки продаж.

Евросеть

Лидером рынка сотового ритейла в Челябинской области по итогам первого полугодия 2011 года является компания «Евросеть». Она насчитывает 117 магазинов, сервисный центр и интернет-магазин. Стоит отметить, что за последний год количество торговых точек у компании выросло на 6 единиц (+5,4% за год). По нашим оценкам, «Евросеть» занимает 35,5% рынка по количеству проданных мобильных телефонов и 35,2% по выручке.

По данным «Евросети», основой стабильности является процесс замены старых мобильных телефонов на новые. Средний срок реплейсмента (замены) телефона составляет сейчас чуть менее 2,8 лет.

— По итогам первого полугодия 2011 года доля уральского филиала составляет 13,2% от всех продаж «Евросети» по России. Доля Урала не только стабильна, но и постоянно увеличивается, — говорит Василий Михайлов, PR-менеджер уральского филиала компании «Евросеть».

Средняя рыночная цена мобильного телефона составляет 4 043 рубля. Динамика за последние полгода изменилась незначительно: даже по сравнению с прошлым годом прирост составил чуть менее 1%.

Доля товаров, купленных в кредит, составляет примерно 20% от общего числа продаж. В салонах «Евросети» можно приобрести в кредит всю представленную технику. Наибольшим предпочтением у покупателей пользуются мобильные телефоны, планшеты и ноутбуки.

В «Евросети» также фиксируют рост доли продаж цифровой техники и дополнительных услуг. Так, за первое полугодие 2011 года продажи цифровой техники увеличились на 9%, по сравнению с показателями аналогичного периода 2010 года, а «доля продаж дополнительных услуг возросла на 451%, что связано с расширением ассортимента предоставляемых услуг в салонах компании», — отмечают представители компании.

Кроме того, «Евросеть» продолжает экспериментировать с форматами продаж. Например, компания развивает концепцию гипермаркетов Communication Palace. Это магазины меньшего формата, чем обычные гипермаркеты, в которых есть вся медиа электроника плюс бытовая техника за исключением крупногабаритной, такой как холодильники, стиральные машины, плиты. По сути такой магазин находится где-то посередине между традиционными салонами «Евросети» с их очень высокой прибыльностью и гипермаркетами электроники, в которых прибыльность достаточно низкая. На Урале уже работают два таких магазина, а к концу года планируется запуск ещё трёх Communication Palace и 50 обычных салонов связи.

Связной

«Связной» обосновался на второй позиции. Доля рынка по количеству проданных телефонов – 24%, а по выручке — 24,5%. В составе розничной сети в Челябинской области работают 75 магазинов плюс интернет-магазин. За год ритейлер увеличил количество точек продаж на 12 единиц (+19%).

Активно растут продажи ноутбуков, нетбуков, электронных книг, медиа-плееров. Развиваются финансовые услуги: денежные переводы, погашение кредитов, страхование, интернет-торговля. Рынок мобильного ритейла по данным сети «Связной» продолжит расти.

— В первом полугодии 2011 года в сети «Связной» в Уральском федеральном округе было продано на 15% больше аналогичного показателя прошлого года. А в целом за тот же период доля рынка компании по продаже мобильных телефонов в России достигла 25%, что в штучном выражении составляет 3,9 млн аппаратов, — приводит данные Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной». — Продажи нетбуков по итогам первого полугодия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли в нашей сети на 55%, цифровых фотоаппаратов – 5%. Объем денежных переводов через сеть «Связной» вырос на 158%, пополнение кредитов – 149%, число оформленных НПФ – 80%.

Средняя стоимость сотового телефона, продаваемого в «Связном» составляет (по итогам июля 2011) – 4166 рублей. Увеличению продаж также способствует возвращение на рынок банковского кредитования на выгодных условиях. Больше всего кредитов в «Связном» оформляется при продаже сотовых телефонов, как правило, это смартфоны.

В планах компании дальнейшее освоение Урала. До конца года будут открыты не менее 25 новых магазинов, в том числе формата галерей «Связной 3».

Монобрендовая сеть «МТС»

Сходные со «Связным» позиции в Челябинской области занимает розничная сеть компании МТС. В настоящий момент она насчитывает 75 салонов, что на 12 единиц больше (+19%), чем годом ранее.

— В розничной сети МТС активно росли продажи смартфонов. Их доля в общих продажах мобильных телефонов в наших салонах на Урале выросла практически в 3 раза в 1 полугодии 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, — рассказывает Дарья Вольхина, пресс-секретарь МТС-Урал. — Доля продаж брендированных телефонов МТС в собственной розничной сети увеличилась до 17,3% в 1 полугодии 2011 года с 14,1% в 1 полугодии 2010 года. Доля брендированных телефонов во 2 квартале 2011 года в общих продажах МТС составила 20,4%.

На сегодняшний день средняя стоимость мобильного телефона в розничной сети оператора составляет чуть более 4300 рублей. С начала 2011 года этот показатель снизился на 2%. В МТС этот факт списывают на снижение общего уровня цен телефонов.

По словам представителей МТС, люди охотно покупают мобильные устройства в кредит. Количество кредитов вырастает осенью, перед началом учебного года, а также перед общероссийскими праздниками (Новый год, Международный женский день и другие), когда покупатели выбирают подарки родным и близким. Наибольшей популярностью при покупке в кредит пользуются устройства среднего и высокого ценовых сегментов (от 7000 рублей).

В МТС фиксируют активный рост продаж ноутбуков и планшетных компьютеров, который наблюдается с начала 2010 года. Активные продажи планшетных компьютеров пришлись на второе полугодие 2010 года и продолжились в 1 полугодии 2011 года. Рост в 1 полугодии 2011 года относительно 2 полугодия 2010 года составил порядка 40%, несмотря на сезонность. Кроме того, в 1 полугодии 2011 года отмечается прирост доли смартфонов почти в три раза в общих продажах мобильных телефонов в розничной сети МТС на Урале. Кроме того, растет популярность платежей в салонах МТС.

На сегодняшний день розничная сеть МТС на Урале представлена 320 магазинами и до конца 2011 года компания планирует дополнительно открыть не менее 40 салонов на Урале.

Монобрендовая сеть «МегаФон»

Розничная сеть МегаФона достигла 23 салонов в Челябинской области (+6 новых магазинов за 12 месяцев). В настоящее время по количеству открытых магазинов компания занимает четвертое место. По нашим оценкам, доля рынка по количеству проданных телефонов составляет 8,4%, а по выручке – 8,1%.

Основной упор в продажах идет на операторское оборудование и мобильные телефоны. По информации самого «МегаФона», во втором квартале 2011 года в 1,5 раза выросли продажи USB-модемов, мобильных телефонов и смартфонов. Кроме того, на на долю собственного ритейла оператора на Урале приходится 35% продаж всех sim-карт.А в салоны клиенты приходят не только для того, чтобы купить телефон, модем или стать абонентом «МегаФон», но и получить консультацию по дополнительным услугам и подключить необходимые сервисы.

Ощутимая часть продаж мобильных телефонов, смартфонов, планшетных компьютеров осуществляется в кредит.

— В каждом салоне связи «МегаФон» можно приобрести мобильное оборудование, телефоны, смартфоны в кредит, при этом выбрав кредитные предложения от 2-3 банков. Предлагаются различные программы кредитования, клиент может выбрать из них наиболее подходящую в зависимости от суммы взноса, срока кредитования и т.д. В настоящее время 8% мобильного оборудования в салонах связи «МегаФон» на Урале приобретается в кредит, чаще всего, конечно, это мобильные телефоны, — рассказывает Сергей Алфёров, коммерческий директор уральского филиала компании «МегаФон».

Среднюю стоимость мобильного телефона в собственной монобрендовой сети «МегаФон» не раскрывает, но по нашим оценкам этот показатель равен 3910 рублей. С развитием розничной сети возрастают продажи цифровой техники, в том числе фирменного оборудования и телефонов под брендом «МегаФон».

До конца 2011 года планируется открыть не менее 20 салонов по Уралу. По сравнению с первым полугодием во второй половине 2011 года ожидается прирост количества привлечённых клиентов через салоны связи «МегаФона» на Урале на 25%.

Далее по количеству открытых магазинов следует региональная сеть компьютерны магазинов «ДНС». В Челябинской области компания имеет 12 магазинов , в том числе сервисный центр и интернет-магазин. На этого ритейлера приходится около 3% рынка.

Значимое место занимает также федеральная сеть магазинов бытовой техники и электроники «М.Видео». По нашим оценкам компания занимает порядка 5,6% среди всех игроков, реализующих мобильные телефоны и цифровую технику.

Самые продаваемые модели телефонов/смартфонов в «Евросети»

до 5 000 рублей

от 5 000 до 15 000 рублей

Свыше 15 000 рублей

1. Fly DS105

1. Samsung GT-S5830 Galaxy Ace

1. Nokia N8-00

2. LG-GS101

2. Nokia 5230

2. Apple Iphone 4 16 Gb

3. Philips Xenium X116

3. LG GX500 Black

3. LG P990 Optimus 2X

4. Nokia 2700 Classic

4. Philips Xenium X806

4. HTC Incredible S

5. Samsung GT-C3010

5. Samsung GT-S5250 Wave 525

5. Samsung I9100 Galaxy S II

Самые продаваемые модели телефонов/смартфонов в «Связном»

до 5 000 рублей

от 5 000 до 15 000 рублей

Свыше 15 000 рублей

Samsung E1081

Nokia 5230

Nokia N8-00

Самые продаваемые модели телефонов/смартфонов в розничной сети «МТС»

до 5 000 рублей

от 5 000 до 9 999 рублей

Свыше 10 000 рублей

1. Basic 140

1. Nokia 5230

1. Nokia C7-00

2. Nokia 1280

2. Nokia C5-00

2. Apple Iphone 4 16 Gb black

3. Samsung E1080

3. Nokia 6700

3. Nokia N8-00

4. Nokia 2700 Classic

 

 

5. МТС 635 QWERTY

 

 

Самые продаваемые модели телефонов/смартфонов в монобрендовой сети «МегаФон»

до 5 000 рублей

от 5 000 до 15 000 рублей

Свыше 15 000 рублей

1. Nokia 1280 

1. Nokia 5230 

1. Nokia N8-00

2. Nokia 1616 

2. Nokia C5-00

2. Nokia 6700 Gold 

3. Samsung E1080 

3. Samsung GT-S5250 Wave 525

3. Samsung i9000 Galaxy S 8Gb

  4. Nokia C3-01 4. Samsung i9003 Galaxy S 
0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments