Операторы сотовой связи, открывая с каждым годом все больше монобрендовых розничных магазинов по стране, уверяют, что при помощи ритейла им легче менять политику продаж и удерживать клиентов. Однако операторы мультибрендовых салонов связи считают, что ограниченность услуг сотовых операторов, предоставляемых в фирменных розничных магазинах, сдерживает их возможное развитие на рынке сотового ритейла.

Монохромные друзья

С 2009 г. два участника «большой тройки» — МТС и «Мегафон» — принялись активно развивать свои розничные сети. Сейчас под брендом МТС работает более 3500 мобильной связи в 900 российских городах, 2300 из которых —  собственные. Как и в 2010 г. сотовый ритейлер планирует открыть как минимум 300 новых монобрендовых салонов.  «Мегафон», открывший 2400 своих магазинов лишь за 2010 г., планирует довести их общее количество в 2011 г. до 3000.

По словам специалиста управления по связям с общественностью ОАО «МегаФон» Юлии Дорохиной, перед запуском проекта собственной розницы оператор внимательно изучил ситуацию с сотовым ритейлом в России и за рубежом.

«Мы сразу решили не отделять сотовый ритейл «МегаФона» от самой компании, — говорит Юлия Дорохина, — и выделили ритейл в отдельную компанию только для того, чтобы ею было удобней управлять и для большей скорости принятия решений, например, в ценообразовании».

Сейчас 60% транзакций в «МегаФон Ритейл» — это сервис. В частности, продажа контрактов, подключение тарифных опций, продажа и настройка оборудования.

«Собственная розничная сеть – самый эффективный для нас канал продаж, потому что там не просто продают контракт, но и консультируют, предлагают воспользоваться дополнительными услугами, которые будут полезны и выгодны, — говорит Юлия Дорохина. — Наша средняя выручка от абонента, покупающего sim-карту в собственном салоне «МегаФона», в 1,5 раза выше, чем от клиентов, подключенных через другие каналы».

Такой же взгляд на сотовый ритейл и у МТС — оператор сделал большую ставку на развитие монобрендовой розницы для того, чтобы обеспечить своих клиентов лучшим сервисом и широким спектром услуг.

«Качество новых абонентов, подключенных через собственную сеть, как по сроку жизни в сети, так и по ARPU, максимальное по сравнению со всеми остальными каналами продаж. Помимо продаж собственной розницы, это еще возможность эксклюзивно предлагать нашим абонентам выгодные по цене телефоны, новые гаджеты и пр. Перспективным направлением мы считаем продажу телефонов и другого оборудования под брендом МТС. Дополнительный доход будут приносить и новые направления – продажи навигационного оборудования, нетбуков, DVD, сервисы по приему платежей и денежных переводов», — рассказал Сергей Румянцев,  генеральный директор РТК (управляет розничной сетью МТС).

«В течение последнего полугодия мы запустили сразу несколько сервисов – прием штрафов ГИБДД, денежные переводы по России и СНГ, значительно расширили перечень контрагентов по приему платежей. Оборот платежей в Розничной сети МТС на протяжении года показывает положительную динамику», — комментирует Сергей Румянцев. —   Объем платежей за 2010 г. увеличился по сравнению с данными 2009 г. более чем в три раза».
 
 У третьего участника "большой тройки", компании "Вымпелком" с ее брендом "Билайн", сейчас работает порядка  2 500 собственных салонов. «Мы довольны развитием собственной сети и не планируем существенно увеличивать количество брендированных салонов. Мы считаем, что в настоящее время их количество оптимально для бизнеса и намерены сфокусироваться на повышении качества работы собственных офисов. Мы будем анализировать расположение салонов и в случае необходимости переносить их в более привлекательные места с точки зрения продаж и предоставляемых услуг», — комментирует  Анна Айбашева, пресс-секретарь ОАО «Вымпелком».

  Однако  на минувшей неделе стало известно о договоре между «Вымпелкомом» и «Евросетью» о запуске ритейлером  монобрендовых магазинов под вывеской "Билайн".  Как сообщал "Коммерсант", ритейлер от имени "Вымпелкома" будет договариваться об аренде новых магазинов: арендатором станет оператор. По данным СМИ, в 2010 г. "Евросеть" должна открыть 1 000 таких магазинов плюс еще столько же либо в 2012-м либо в 2012-2013 гг.

Комментировать свою деятельность в этом направлении в «Евросети» отказались.

Сейчас «Евросеть» владеет более 4 300 салонами мобильной связи в 1 373 городах России и стран СНГ. В салонах ритейлера его клиенты могут приобрести мобильную технику, оформить денежные переводы, приобрести авиа- и железнодорожные билеты, выбрать туристические путевки, оформить пенсионные и страховые контракты, оплатить штрафы ГИБДД, оформить потребительские кредиты и т. д.

Нужны ли операторам сети?

«У сетей сотовых операторов ограниченный ассортимент не только sim-карт, но и других товарных категорий, — говорит руководитель  отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова, — таких как ноутбуки, нетбуки, фото- и аудиотехника, аксессуары. Кроме того, монобрендовые салоны могут предложить меньше финансовых услуг своим клиентам, нежели мы. Например, с появлением зон финансовых услуг «Связной Банк» в центрах мобильной связи «Связной» стало возможно оформить договора Негосударственного пенсионного фонда, оплатить кредит и сделать денежный перевод».

По словам Елены Ноготковой, возможность делать переводы в салоне связи привлекла к сотовому ритейлеру новых клиентов и сделала своей целевой аудиторией практически все население страны. «Вряд ли розничные сети сотовых операторов смогут потеснить на рынке существующих мультибрендовых ритейлеров, — считает Елена Ноготкова, — так как наш перечень слуг все время развивается и становится шире. Монобрендовые магазины, на мой взгляд, не дают возможности такого выбора как мультибрендовые, и потому значительно им поигрывают».

Продажи сотовой техники, нетбуков и ноутбуков в «Связном» только в 2010 г. открывшем 396 торговых точек, были и будут приоритетным направлением для ритейлера, говорит специалист компании. Вторым важным направлением в существующих 2300 салонах мобильной связи «Связной»  и запланированных на 2011 г. 500 магазинах сети являются финансовые услуги — прием платежей, денежные переводы, заключение договоров с НПФ. По данным компании, доля финансовых платежей в обороте «Связного» составила около 30%. Они превысили  43,4 млрд. руб. из 145,7 млрд руб. общего товарооборота. 
«Так или иначе, розничная торговля приносит операторам некоторый доход, хотя и является вторичной по отношению к основному бизнесу, — комментирует Елена Ноготкова. — Минус как раз в монобрендовости: во-первых, продаются контракты только одного оператора, во-вторых, отсутствует множество дополнительных сервисов, которые есть в мультибрендовых магазинах».

Тенденции и прогнозы

В 2010 г., по данным МТС и ГК «Связной», российскими сотовыми ритейлерами было продано более 34, 8  млн. мобильных телефонов. По сравнению с 2009 г. рост составил 25%. В денежном выражении — 155,2 млрд. руб. По данным TelecomDaily, «Евросеть» занимает 33,2 %  рынка, «Связной» — 25,5 %, МТС — 15,5%.

В 2011 г. объем рынка мобильных телефонов достигнет 39 млн мобильных телефонов, что в денежном выражении он составит порядка 180 млрд руб., прогнозирует ГК «Связной».  По оценке компании, основными игроками на рынке сотового ритейла как и в 2010 г. остаются «Связной», «Евросеть» и РТК (МТС), совокупные продажи которых составляют более 60% рынка.

В ИАА TelecomDaily, основными тенденциями российского рынка сотового ритейла в 2010 г. называют рост продаж смартфонов и сенсорных телефонов. «Стоимость телефона упала с $157 до $145, а продажи продажи моделей с touchscreen-экранами выросли с 19 до 35%», — сообщил Retailer.RU генеральный директор ИАА TelecomDailyДенис Кусков.

Аналитики МТС также отмечают рост продаж брендированных телефонов — на данный момент операторские модели занимают около 2,5% розничного сотового рынка России в штуках. Около 4/5 рынка операторских телефонов занимает компания МТС, представляющая линейку телефонов из 12 моделей.

Основными событиями 2010 г., по словам Елены Ноготковой, стало появление iPhone 4,  iPad и планшетов, потеря «Билайном» лидерства, рост производства мобильных телефонов на базе Android. 

«Главные поставщики мобильных телефонов в России — Nokia, Samsung, LG и Sony Ericsson, совокупная доля которых составляет на рынке 88%, — говорит Елена Ноготкова. —  Тем не менее, на рынке наметилась тенденция роста «азиатских» брендов, таких как ZTE, UBIQUAM, Huawei и других. Большинство таких телефонов продаются на российском рынке под брендами «Билайн», «Мегафон», «МТС» и «Скай Линк».

В 2011 г. участники рынка ожидают рост популярности планшетных компьютеров, а также увеличения сфер применения мобильных телефонов.

«Мобильный телефон будет больше средством оплаты, нежели связи, — считает Елена Ноготкова. – Многие вендоры уже устанавливают в свои телефоны чипы NFC, с помощью которых мобильный телефон можно использовать вместо проездного билета и кредитной карты. Например, российские операторы в конце 2010 г. начали тестировать подобные услуги в метрополитенах».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments