Печатные СМИ, прилагавшие к изданиям «сопутствующие товары», защитили свое право на налоговые льготы. Федеральная налоговая служба (ФНС) решила, что такие издатели по сути торгуют не печатной продукцией, а сувенирами — в данном случае моделями кораблей — и не могут пользоваться льготой по НДС. Суд встал на сторону издателей.
Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАС МО) вынес прецедентное решение в отношении начисления НДС издателю журнала «Бисмарк». Судебное разбирательство между ООО «Ашет Коллекция» и ИФНС России №14 по Москве началось еще в феврале прошлого года, когда издатель обратился в суд с просьбой признать недействительными решения налоговиков, требовавших более 6 млн руб.
Спор возник из-за налоговой льготы, которую применял издатель. Будучи СМИ, он уплачивал НДС по ставке 10%, а не 18%. Налоговики отказались признать право на льготу, ссылаясь на то, что компания продает не журнал, а модель корабля с инструкцией. Cам журнал представляет собой печатное издание, посвященное истории корабля времен Второй мировой войны, и приложение к нему — элементы сборной модели корабля. По мнению фискалов, компания на самом деле продает модель, а журнал лишь прилагается к модели в качестве инструкции.
Однако первые две инстанции встали на сторону издателя, суд кассационной инстанции подтвердил их решения. Таким образом, ФАС МО все-таки признала журнал «Бисмарк» журналом. Он сослался на его регистрацию в качестве СМИ и на то, что детали, которые прилагаются к номерам журнала, сами по себе для читателей не имеют никакой ценности. Поэтому журнал и детали модели корабля, как указал суд, в юридическом смысле являются единой вещью, то есть периодическим печатным изданием.
Такой подход разумен, говорит старший партнер «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин. «Поскольку никто не может приобрести модель корабля иначе, чем вместе с журналом, то в гражданско-правовом смысле это вещь единая», — считает юрист. Старший юрист ГК «Крикунов и партнеры» Олег Зайцев вспоминает, что в 2003 году налоговые органы уже пытались аналогичным образом взыскать дополнительные суммы с издателя журнала «КомпьютерПресс», продававшегося с компакт-диском, но суд также встал на сторону налогоплательщика.
По словам г-на Ахметшина, проблема касается не только журнала «Бисмарк», так как в последние годы все больше СМИ выходит с приложениями в виде CD-дисков, игрушек, других предметов. «В подобной ситуации гипотетически возможно и злоупотребление правом на льготу: скажем, можно продавать ювелирные изделия под видом журнала с «приложением» колец и колье и пользоваться налоговой льготой как СМИ», — рассуждает юрист.
Эксперт подчеркивает, что вопрос определения, что важнее для читателя — журнал или приложение к нему, весьма оценочный и субъективный. Поэтому г-н Ахметшин прогнозирует, что если налоговые органы продолжат предъявлять подобные претензии, то суды будут вынуждены сформулировать какие-то более или менее единообразные подходы к такой оценке, чтобы право на льготу не зависело от личных пристрастий того или иного судьи.