Стоило Apple выпустить планшетное устройство iPad, как на этот рынок устремились практически все производители компьютеров. У них есть шанс потеснить лидера, добавив в свои устройства дополнительные возможности и снизив цену.
До конца этого года в мире может быть продано 14,1 млн планшетных компьютеров. Такой прогноз озвучил весной аналитик исследовательской компании Gartner Джордж Шифлер. Спрос на планшеты вроде Apple iPad будет двигать рынок вперед как минимум до 2013 г., считает Gartner, тогда как продажи традиционных компьютеров окажут минимальное влияние на рынок.
Сама Apple с апреля по конец июня продала, по собственным данным, 3 млн iPad. Это феноменальные продажи, Apple просто взорвала рынок, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Планшетные компьютеры выпускались разными компаниями довольно давно, но не имели особого успеха у покупателей. Только Apple, предложив новую концепцию планшета, начала формировать рынок для такого рода устройств, полагает он. Производители компьютеров не были готовы к успеху iPad, считает Муртазин, поэтому лишь спустя несколько месяцев начали показывать похожие устройства.
Действительно, буквально в последние недели свои варианты «планшетников» представили Toshiba, Samsung, Archos, Dell. Они показали их, в частности, на выставке бытовой электроники IFA в Берлине. Все они напоминают iPad, и при этом каждое чем-нибудь да отличается, рассказывает Муртазин. Производители опасаются напрямую конкурировать с iPad, так как велик риск проиграть эту битву, подозревает аналитик. Тайваньская Asustek даже снизила квартальный прогноз по продажам нетбуков, сославшись на эффект от появления iPad.
Большинство планшетов работает под операционной системой Android от Google, конкурирующей с установленной на iPad операционной системой iOS. Планшетный компьютер Samsung Galaxy Tab оснащен дисплеем с диагональю 7 дюймов, на 2,1 дюйма меньше, чем у iPad. Объем памяти Galaxy — 16 Гб и 32 Гб, но ее можно расширить еще на 32 Гб при помощи карт памяти micro SD. Для установки приложений Samsung выделил в этом планшете отдельный объем памяти в 4 Гб.
На первый взгляд, это устройство больше напоминает увеличенный телефон, нежели компьютер. Да и по дизайну он повторяет выпущенный ранее смартфон Galaxy S. Как бы подтверждая этот статус полутелефона-полукомпьютера, Galaxy поддерживает сети GSM и с него можно отправлять sms-сообщения. Apple, наоборот, дистанцирует iPad от телефонов: модель с поддержкой мобильных сетей 3G существует, но предназначена исключительно для мобильного интернет-доступа. Стоимость Galaxy в США составит $200-400, но она субсидирована американскими сотовыми операторами, которые одновременно заключают с покупателем контракт на услуги связи. А вот британский ритейлер Expansys начал принимать заказы на Galaxy по цене 679,9 фунта стерлингов (примерно 32 000 руб.). Немецкое подразделение интернет-магазина Amazon предлагает Galaxy за 799 евро. В Европе продажи этого устройства начнутся в середине сентября, а в России — в октябре.
Для сравнения, стоимость «младшей» версии iPad (с памятью 16 Гб) в США — $500, «старшей» (64 Гб) — $829. В России устройство появится в октябре, говорят представители ритейлеров, но точной информации неделю назад не было даже у Apple.
Компания ViewSonic к концу года начнет продавать планшеты ViewPad с двумя операционными системами — Windows 7 Home Premium и Android 1.6. Это устройство по размеру сравнимо с iPad, снабжено дисплеем с диагональю 10 дюймов и флеш-накопителем объемом 16 Гб. Его цена не превысит 500 евро, пообещали на IFA представители компании. А французская Archos готовится выпустить целую линейку из пяти планшетов: размер диагонали этих устройств — от 2,8 до 10,1 дюйма, а цена — от 100-120 евро (в зависимости от объема памяти) до 300-350 евро. Вся линейка Archos должна работать под операционной системой Android и поддерживать беспроводную связь WiFi, но не 3G.
Планшетный компьютер готовит и Toshiba. Для нее планшеты не новый рынок. Еще в 1992 г. компания выпустила Dynapad Pen Computer, уже тогда снабженный сенсорным экраном, рассказывает генеральный менеджер подразделения компьютерных систем Toshiba Europe в СНГ и Балтии Игорь Снытко. А первый планшет был выпущен компанией в 2002 г. Но когда планшеты только появились, пользователи не очень понимали, как с ними обращаться и зачем они нужны, говорит Муртазин. Поэтому продажи таких компьютеров исчислялись десятками, максимум сотнями штук. Apple удалось реанимировать и заново запустить этот рынок, констатирует он.
Последняя разработка Toshiba в этой области — планшет Folio 100. В Европе и России он начнет продаваться в IV квартале 2010 г. Европейская цена составит 399-499 евро, российская пока неизвестна. Это устройство с дисплеем 10,1 дюйма, как и обещанные планшеты Archos, пока поддерживает только WiFi, но позже Toshiba планирует добавить в него и поддержку связи стандарта 3G. Работает Folio 100 тоже на операционной системе Android. Toshiba пообещала создать специальный сайт, на котором разместит инструменты для оптимизации написанных под эту систему приложений.
Тайваньская Acer тоже анонсировала свою версию планшетного ПК, рассказывает глава ее российского офиса Глеб Мишин. Когда это устройство поступит в продажу, компания еще не решила. Пока Acer, по словам Мишина, разрабатывает программное обеспечение для него и ждет, когда рынок созреет для массового спроса на подобные гаджеты. iPad неоправданно дорог, вполне реально сделать планшет с лучшей функциональностью за гораздо меньшие деньги, утверждает Мишин, обещая: если планшет от Acer появится, в российской рознице он будет стоить не больше 10 000 руб. Устранить такие недостатки iPad, как отсутствие USB-портов и поддержки Flash-видео, несложно, добавляет он.
По оценке Муртазина, частным образом в Россию уже ввезено около 100 000 iPad с поддержкой WiFi и еще около 37 000 iPad с поддержкой 3G. Для России это много, хотя первых версий iPhone в начале продаж этих телефонов было ввезено значительно больше, вспоминает он. Но iPhone и дешевле, замечает Муртазин. Несмотря на то что ряды конкурентов ширятся, в ближайшее время Apple останется лидером рынка планшетов, уверен он: конкуренты сильно опоздали с входом на рынок, Apple опередила их почти на год. А альтернативные планшеты приобретут те, для кого iPad слишком дорог, считает Муртазин.