В кризис X5 Retail Group оперативно переориентировалась на быстрое развитие дискаунтеров: до конца года компания откроет в ЮФО около 30 магазинов «Пятёрочка». О ситуации на региональном рынке «Эксперт ЮГ» побеседовал с новым руководителем южного филиала компании Константином Тюлягиным
Во время открытия гипермаркета «Карусель» в Сочи, которое состоялось несколько дней назад, Константин Тюлягин дал свою первую
— Решение открыть «Карусель» в Сочи обусловлено соображениями имиджевого характера? Ведь в привлекательном для ритейла Краснодаре «Каруселей» пока нет. Или это
— Это были бы слишком дорогие вложения в имиджевую рекламу, если открывать с подобной целью такие большие магазины, как «Карусель», налаживать логистику поставок товара, нанимать людей на работу и т. п. А «Перекрёсток» мы здесь открыли потому, что нам достался сочинский «Патэрсон» после того, как Х5 купила всю эту сеть в 2009 году. Мы давно планировали развиваться в глубь Краснодарского края и в Сочи в частности. Тут же невооружённым глазом видно, что в городе не хватает нормальных, цивилизованных и современных магазинов. Бизнес — это весьма прагматичная деятельность, знаете ли, поэтому мы руководствовались совершенно конкретными экономическими мотивами и потребностями населения.
— Существует
— Специфика Сочи в том, что здесь море рядом, что это курортный город, а в связи с олимпийской стройкой в городе
— Грамотные кадры — это проблема любого профессионального бизнеса в Сочи. Как вы её решали?
— Это проблема не только бизнеса и не только в Сочи. Это проблема развития цивилизации в последние две тысячи лет. Желающих зарабатывать всегда много, но желающих
— Сейчас X5 Retail Group управляет сетями всех основных торговых форматов. Насколько различаются стратегии развития этих сетей на юге России? На какую из сетей придётся основной упор в развитии?
— Cтратегия развития всех трёх форматов на Юге такая же, как и в других регионах России. Это расширение, увеличение числа магазинов. Объективно сеть дискаунтеров «Пятёрочка» растёт быстрее, чем сеть супермаркетов «Перекрёсток» или гипермаркетов «Карусель».
— Как далеко в глубинку вы сегодня готовы идти и с какими форматами?
— «Пятёрочки» можно развивать в населённых пунктах с населением и от 50 тысяч человек. А если это население готово к таким форматам, как супермаркет или гипермаркет, то при наличии подходящих площадок можно открыть и «Перекрёсток», и «Карусель».
— Как кризис изменил тактику освоения юга России? Что сейчас выгоднее — арендовать площади, строиться или покупать мелкие сети?
— Тактика нашего развития во время кризиса была одинаковой что для юга России, что для других регионов. Мы оптимизировали наши издержки, стали открывать больше дискаунтеров «Пятёрочка», сократили в них ассортимент до самого востребованного, и это позволило нам в апреле прошлого года объявить о снижении цен на 100 процентов ассортимента сети во всех городах присутствия. Люди это оценили. По итогам 2009 года рост
— Каким образом?
— С 9 августа мы объявили по всей стране акцию «Открой свою “Пятёрочку”!». Её суть в том, что каждый житель любого города или райцентра — от студента до пенсионерки — может помочь нам открыть магазин недалеко от своего дома, микрорайона. Этот человек получит денежное вознаграждение, постоянную скидку в «Пятёрочке», удостоверение «Почётный покупатель», а его портрет будет красоваться на самом видном месте открывшегося магазина. Если человек видит пустующее помещение или помещение, сдаваемое в аренду, в котором, на его взгляд, могла бы разместиться «Пятёрочка», ему достаточно позвонить нам на горячую линию, назвать адрес помещения, контакты владельцев, свои фамилию, имя, отчество и свой контактный телефон. Наши специалисты за несколько дней проверят это помещение, и если оно подойдёт нам по техническим параметрам, а собственник будет готов сдать нам его в аренду или продать, мы откроем там магазин и человек получит вознаграждение со всеми бонусами, о которых я сказал выше.
— А есть ли сегодня в ЮФО потенциально интересные для вашей компании местные сети? Можно ли ждать новостей, связанных с покупками конкурентов?
— Таких новостей нужно ждать всегда, а на Юге особенно. К нам выходят с предложениями купить ту или иную локальную сеть или арендовать площади той или иной сети, которая уходит с рынка. Мы внимательно рассматриваем их. Ну, а сделку комментируем и оглашаем её параметры только тогда, когда она заключена. Так было с ростовским «Агроторгом». В конце прошлого года мы приобрели бизнес компании
— Во время кризиса многие быстрорастущие сети столкнулись с неэффективностью отдельных торговых точек, которые в результате пришлось закрывать. Вы закрывали свои магазины в ЮФО в этот период?
— Да, мы закрыли в 2009 году супермаркет «Перекрёсток» в Волгодонске — торговый центр, в котором он располагался, потерял покупательский трафик. Но потом только открывали и открывали.
— Как в целом изменились рыночная ситуация, конкурентная среда по итогам кризиса?
— Наметилась консолидация рынка, ритейл замедлил темпы роста. Многие игроки были вынуждены закрыть или продать свой бизнес. Кризис смогли преодолеть те компании, которые сумели оперативно отреагировать на изменение ситуации, существенно повысив свою эффективность, в том числе и в управлении денежными потоками, а также гибко реагировали на изменение покупательских предпочтений. Выбранная X5 мультиформатная стратегия позволила оперативно и эффективно реагировать на любые изменения покупательских предпочтений, при этом избегая необратимых решений в отношении
Если говорить об арендодателях, то, по сравнению с докризисным временем, мы получаем предложения об аренде помещений на треть дешевле. Из некоторых ТЦ мы вынуждены уходить, если собственники не готовы договариваться. Доля проектов, где даже после кризиса ставки не снизились, не превышает 10 процентов. Но, как правило, даже там вместо прямых скидок «якорям» предлагают другие способы минимизировать затраты. Думаю, нас ждёт год напряжённых отношений с арендодателями. В последнее время часто говорится о том, что кризис закончился. Некоторые вновь впадают в эйфорию и пытаются поднимать арендные ставки. Мы доказываем: экономические показатели не позволяют говорить о восстановлении спроса. Из кризиса надо выходить другими. Наша компания вышла. Если