Александр Тарасов, директор по маркетингу сети "585/ Золотой":

Единственная задача, которая ставится перед бизнесом, — это получение прибыли. И, как следствие, сверхзадача — сверхприбыль. И это не утопия! Любая компания может добиться этого, обходясь уже имеющимися ресурсами и не тратя дополнительных средств.

Великое достижение
За счет чего достигались плановые показатели в СССР? Не только за счет технологий и налаженного производственного процесса. Партия сделала ставку на стремление человека доказать себе и окружающим, что в его труде скрыт огромный потенциал, который необходимо задействовать и в трудный для страны период, и в повседневной жизни. С помощью невероятно эффективного инструмента — стимулирования — государство достигало огромных успехов в экономическом развитии.

Вспомним героя социалистического труда забойщика Алексея Стаханова. За одну рабочую смену ему удалось выполнить 14 норм по добыче угля, а позднее — в два раза побить собственный же рекорд. При этом Стаханов не был сверхчеловеком. Кратный рост эффективности был достигнут за счет изменения технологии проходки и внедрения принципа разделения труда. Но именно Стаханов стал вектором и ориентиром во всеобщем стремлении достичь тех же показателей или хотя бы к ним приблизиться. "Движение" охватило не отдельных передовиков производства, а каждого шахтера, каждую бригаду, каждую шахту всей угольной отрасли СССР. И самое важное — никто не мог остаться в стороне, не рискуя быть заклейменным тунеядцем и оказаться на доске позора. Вся страна в едином порыве старалась превзойти саму себя. Участники соцсоревнований многократно превышали установленные нормы, и для достижения таких результатов не требовалось финансовых вливаний: достаточно было построить идеологию. Стране, гражданам которой нельзя было верить в бога, предложили иную религию — религию труда. Все это, на мой взгляд, стало великим достижением того периода развития страны.

Мотив VS. Стимул
Почему сплошь и рядом российские компании разрабатывают мотивационные схемы, следуя западному образцу и не обращая внимания на отечественный опыт? Потому что в наших головах произошла замена понятия "стимулирование" западной "мотивацией". Безусловно, мотивация — это эффективный инструмент, но в то же время более демократичный. В основе мотивации лежит индивидуальный подход к сотруднику, обращение к его шкале ценностей. Само слово "мотив" происходит от латинского "moveo", что обозначает "двигать". Как правило, мотивация направлена на продвижение по карьерной лестнице и увеличение дохода. Но никакого отношения к общему движению, к массовости она не имеет. Если же говорить о понятии "стимул", то в переводе с той же латыни "stimulus" — это буквально "острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют стадо буйволов". При этом воздействуют только на отстающих: те напирают на "середнячков", которые, ускоряя шаг, догоняют "ведущих". Таким образом, в основе стимулирования лежит индивидуальный подход к сотруднику через обращение к его сознательности.

Вперед, в прошлое
Соцсоревнование можно представить себе среди доярок, ткачих, шахтеров, на сырьевых и энергетических предприятиях… Казалось бы, при чем тут ювелирный ритейл? А при том: наша компания уже на протяжении десяти лет ведет активную работу в области формирования корпоративной идеологии, разрабатывая, в частности, различные модели внедрения соцсоревнований среди сотрудников — и продавцов, и руководителей среднего и высшего звена. В фокусе при этом не мотивация, а стимулирование труда.
Приведем в качестве примера последнюю разработку — соцсоревнование между территориальными дирекциями Кузбасса и Сургута, которое проводилось в течение трех месяцев (с июля по сентябрь 2013 г). Объекты дирекций были разделены на четыре группы, в каждую из которых вошло по шесть магазинов — среди коллективов этих групп и шло соревнование по выполнению, вернее перевыполнению, плана продаж.

Продолжение читайте в рубрике "Точка зрения" в новом Retailer Magazine (№1 (32), март 2014) прямо сейчас! Полная версия журнала доступна на любом устройстве: iPad, Android, Mac, PC всего за 99 руб.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments